Здоровая ностальгия и никакого зомбирования


Последние пару недель десятки экспертов и журналистов ломают голову над феноменом популярности Pokemon Go. Мобильный суперхит от Niantic принёс много денег, в буквальном смысле заполонил новостные ленты и в целом не думает сходить с передовиц СМИ. Лайф уже писал о ДТП на почве покемономании, об услугах по коммерческому отлову зверьков и герое, в одиночку собравшем почти всех карманных монстров. К счастью, тренд на телефонного Пикачу не настолько иррационален, как может показаться на первый взгляд. Дело не в гипнозе или зомбировании — всё гораздо проще. Pokemon Go — это зеркало, в которое совершенно "случайно" взглянули фанаты Battlefield, Uncharted и не только. Увиденное поклонников виртуальных развлечений приятно удивило.
В начале 1970-х ещё совсем зелёный по меркам США предприниматель Нолан Бушнелл захотел совершить революцию в той части развлекательной индустрии, которая касалась игровых автоматов. Настольный футбол, пинбол, музыкальные автоматы — все эти полумеханические изобретения человеческой мысли по определённым причинам не устраивали молодого американца. Бушнелл прекрасно понимал, что от его новаторской задумки отрасль только выиграет. Для того чтобы воплотить мечту в реальность, Нолан нанял первого инженера и в качестве тестового проекта предложил ему создать этакую вариацию на тему настольного тенниса (сиречь пинг-понга).

Работа закипела, и вот спустя некоторое время прототип первой версии Pong’а был подготовлен для проверки боем. В оригинальности задумки, как позже показал судебный процесс между Atari и Magnavox, можно было долго сомневаться, однако одного у творческого гения американцев было не отнять. Уже после первого испытания в захолустной закусочной Pong с блеском продемонстрировал успешность задумки.
Для Бушнелла и компании настали золотые времена. Первая конвейерная лента, дух свободы и первооткрывательства — всё это сформировало новое мышление, выходящие за рамки стандартных постулатов о преуспевающем человеке. Бизнес, создаваемый "пиджаками" без чувства юмора, конечно, никуда не делся, однако мечтатели в футболках сумели зародить совершенно новую часть субкультуры. В аркадные салоны ходил дети и подростки, студенты и рабочие — эту огромную массу людей объединяло одно: искренняя любовь к видеоиграм.

Однако что же такого было в этих забегаловках, что по ним в буквальном смысле сходили с ума? Всё предельно просто. Успешность игровых залов в целом и Atari в частности строилась на нескольких основополагающих пунктах, а именно:

Аркадные видеоигры были максимально просты: освоить их мог совершенно любой человек. Нет, не пройти — именно понять, как всё устроено. Разительный контраст с современными навороченными блокбастерами, не находите?
Социализация. Не секрет, что видеоигровые залы посещали не только для того, чтобы попытаться одолеть ещё один уровень в Space Invaders, но и затем, чтобы просто пообщаться. Львиная доля посетителей (собственно, подростков) получали первые уроки сосуществования в социуме именно за мерцающим экраном. Такой себе клуб по интересам.
Соревновательный элемент. Каждая мало-мальски значимая виртуальная забава вела список лучших. Геймеры действительно хотели оказаться на вершине лидер-борда. Этим можно было можно было хвастаться перед друзьями или любимой девушкой.

В дальнейшем американоцентричной индустрии пришёл конец. Кризис рынка начала 80-х годов раз и навсегда стёр с лица США классическую Atari и в буквальном смысле потоптался по костям безвременно почившей отрасли. Разумеется, игры никуда не делись, просто в значительной степени изменились — трансформировались в соответствии со вкусами тех лет. Эпоха домашних PC, первые сюжетно ориентированные проекты для NES (в России — Dendy): всё это заложило курс на "хорошие истории" и усложнение правил.
Классический геймдев сегодня, несмотря на его культовый статус, всё ещё остаётся штукой сильно не для всех. Все эти многоминутные ролики, перекрученные правила не оставляют шанса человеку, который и рад бы к виртуальной культуре приобщиться, но времени на это у него не так много. Просто попробуйте условного менеджера среднего звена без каких бы то ни было знаний посадить за какую-нибудь Watch Dogs или любой другой боевик в открытом мире. Да он просто потеряется в веренице меню, не освоится с управлением, забьёт на это дело и отправится в бар — оно милее и как-то понятнее. Напротив, дайте этому же персонажу Space Invaders, и он моментально вольётся в процесс. Простота: правил, условий, механики.  

Огромная популярность Pokemon Go — это как раз следствие того, что индустрия стала слишком "сложной" для людей не в теме. Niantic сотворила феномен, равный по силе идее Бушнелла создать новый тип игровых автоматов. В итоге, "Покемоны" повторили концепцию аркадных салонов. Судите сами:

Для того чтобы стать успешным тренером, человек должен выйти на улицу и (в идеале) общаться с себе подобными. Эффект социализации. Check.
У Pokemon Go простые и предельно понятные всем и каждому правила. Для того, чтобы начать играть, потребуются базовые знания по управлению мобильным гаджетом, но и только. Check.
Соревновательный элемент — в наличии. В природе человека желать стать лучшим, пусть даже в виртуальном мире. А тут конкретная цель: собери столько-то карманных монстров — и ты на коне. Check.

Все эти особенности были присущи аркадной эпохе. Niantic просто сказала: "Эй, чуваки, у нас тут крутая дополненная реальность. Теперь аркады — это не каморки под лестницей. Залы теперь везде: на том перекрёстке, в вашем дворике детства". И люди включились. Сейчас мир переживает новый виток покемономании, который продлится очень долго, если учесть те деньги, которые Pokemon Go уже принесла Nintendo. Именно это, а не использование 25 кадра или зомбирование сделало простую, в общем-то, игру такой популярной. История ведь по кругу ходит. Видимо, настал черед повторить "эти ваши 70-е".

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    4 × один =

    Top