«Принцесса цирка»: Уже не оперетта, еще не Бродвей


Синтез оперетты, мюзикла, танца и современного цирка в Московском театре мюзикла

Несмотря на то, что этот год в России официально объявлен Годом кино, отчего-то из всех искусств для нас сильнее всего заблистал Цирк. Братья Запашные заполонили всё медийное пространство, отметившись даже в КВН, где, по словам Гусмана, «цирку не место», — в финал Игр 2016 года вышла команда Московского Государственного Цирка. Поэтому не удивительно, что на поле ежевечерних развлечений ворвался новый игрок: Московский театр мюзикла представил на суд зрителей спектакль, соединивший в себя новомодный жанр мюзикла и набирающий обороты актуальный жанр циркового искусства. Встречайте — «Принцесса цирка»:

«Принцесса цирка» Имре Кальмана — история про таинственного Мистера Икс — являлась миру в разных обличьях: она блистала на оперной сцене, завораживала кино- и телеверсиями, выходила сотнями тиражей на компакт-дисках. Но создать произведение на стыке жанров (оперетты, мюзикла, танца и современного циркового направления nouveau cirque) решились только в России. Канадский коллектив «7 пальцев», специализирующийся на постановках, совмещающих в себе цирк и театр, ловко интегрировал в канву «Принцессы» масштабные головокружительные трюки, и — вуаля! — к музыкальности добавилась зрелищность, а всем известная ария («я шут, я циркач, так что же») заиграла новыми красками.

Декорация спектакля — Арена цирка. Она то распахнута полностью и словно вовлекает зрителей в происходящее, то повернута задней частью, где располагаются кулисы и гримерки циркачей, что дает возможность увидеть изнанку, прикоснуться к ранее неизведанному пространству. Персонажи оперы сохранены, но специально для звезды Театра Мюзикла — Ефима Шифрина придуман нового героя: Пуассон — интриган, «добытчик правды», но в целом добрый малый, который просто очень любит деньги. Оркестровки, адаптированные под жанр мюзикла, звучат, скорее, «эстрадно», нежели классически, а за либретто отвечал сам Алексей Иващенко — признанный гуру литературных адаптаций. На выходе получилась уникальная смесь номеров: тут соседствуют жонглирование, арии, танцы, трюки и музыка, которую почти каждый из нас знает наизусть.

Мистер Х (Максим Заусалин или Евгений Шириков) — замкнут, нелюдим, но при этом очень добр, раним, и бесконечно талантлив. Его трюк не столько смертелен, как нам преподносит маркетинг спектакля, сколько воздушен, прекрасен и метафоричен. Желание оторваться от земли, балансировать на грани, возвыситься над рутиной, вырваться из нее — хотя бы на миг. Если бы только трюк никогда не кончался… Но придется снова вернуться на грешную землю — «снова туда с тоскою моей». Но надежда на то, что найдется «сердце, что полюбит меня» ощущается в великолепной тонкой игре обоих актеров с первой минуты спектакля.

Обладательница же этого самого сердца — Теодора (Мария Биорк и Юлия Вострилова). Молодая вдова игрива, кокетлива, купается в лучах обожания. И цирковой актер для нее первоначально — скорее повод развлечься, чем увлечься. Но пути либретто неисповедимы, а любовь не любит проигрывать!

Несмотря на общую драматичность спектакля, в нем масса комедийных моментов. Самый запоминающийся из них, пожалуй, это дуэт Пеликана (Павел Любимцев) и Каролины Бонвиль (в ее роли блистательный Алексей Колган) — полная феерия актерской игры, гэгов, виртуозных танцев и импровизаций. Они умело разряжают обстановку на протяжении всего шоу, не давая переживаниям достичь до пика, и заслуженно срывают самые громкие овации.

Цирк на протяжении всего спектакля, с его акробатами, жонглерами, трюками, — очень органично вплетен в известную всем историю, он не отвлекает от сюжета, от игры актеров, скорее — создает необходимый антураж, добавляет нужных ощущений и дарит праздник.

Проблема у этой постановки только одна. Как правило, при попытке соединить разнородные элементы в итоге страдают оба. Для мюзикла этот спектакль чуть-чуть консервативен, для цирка — слишком медлителен и драматичен. Но если отбросить желание обрести что-то идеальное и просто получать удовольствие — оно непременно придет и закружит в вальсе любви Мистера Х и Теодоры. И вам наверняка захочется затрепетать от трюка под куполом снова и снова.

Евгения Нагапетян
Фото пресс-службы Московского театра Мюзикла

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    пять − два =

    Top