Во втором по древности храме России нашли лики и необычные элементы архитектуры


Институт археологии РАН начал исследование останков Благовещенского собора на Рюриковом городище, по древности уступающего только Софийскому собору в Новгороде. Уже удалось обнаружить множество фрагментов фресок и архитектурных деталей одного из древнейших храмов России, построенного в начале XII века. О раскопках сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию.
Так называемое Рюриково городище по современным представлениям на самом деле не было местом обитания Рюрика, жившего в IX веке до нашей эры. Однако оно на самом деле было резиденцией князей, которых новгородцы с определенного момента перестали пускать на территорию своего города, отведя им место за стенами. Объяснялось это тем, что они захотели большей самостоятельности от центральных властей. Так, в ответ на пожелание тогдашнего киевского князя Святополка Изяславича заменить Мстислава в Новгороде своим сыном, новгородцы в 1102 году ответили ему: "Если у твоего сына две головы, присылай его к нам", — после чего попытки властей менять там князей по своей воли более не имели успеха.
Хотя положение князей после этого инцидента в Новгороде Великом трудно было назвать завидным или хотя бы нормальным (новгородцы часто задерживали платежи князьям за оборону, оставляя их без средств, а иногда и угрожали их жизни), городище, где они жили, всё же имело важную функцию, став отныне единственным центром княжеской власти в Новгородской республике.

Каменная церковь Благовещения был построена на городище у Новгорода Великого сразу после этого события, в 1103 году. Сделана она была по заказу новгородского князя Мстислава Великого и была не просто огромной каменной церковью на холме, но и второй на Руси каменной церковью вообще. Однако известно об этом древнейшем памятнике архитектуры очень мало. По неясным причинам около 1343 года до нашей эры он был разрушен и заменён новой каменной церковью в 1343 году. Этот второй храм был несколько раз перестроен, а во время Великой Отечественной войны сильно пострадал от авиабомб и снарядов, превратившись в руины.
Недавно началась реставрация руин, после которых им планируется придать статус музея. Перед этим на месте проведут масштабные археологические раскопки, рассчитанные на два полевых сезона — 2016 и 2017 годов. В этом году будут раскопаны западная и южная часть древнейшего храма, лежащие вне пределов второго храма XIV века. Археологи предполагают, что это даст возможность полностью прояснить форму, конструкцию и даже часть украшений храма. Возможно, удастся и понять причины его разрушения, как и судьбу примыкающей к храму площадки Городища, занимавшую центральное место в одной из важнейших княжеских резиденций Древней Руси.

На данный момент археологи уже открыли часть лестничной башни храма, по ступеням которой поднимался на площадку хор. Также раскопаны три из четырёх крестообразных подкупольных столбов, поддерживавших собственно центральный купол, расчищена южная стена постройки. При этом удалось обнаружить сотни фрагментов древней фресковой росписи, в том числе несколько фрагментов с изображениями частей ликов святых, и два участка древней фрески. К концу августа раскопки позволят полностью увидеть большую часть плана церкви Благовещения, которую учёные полагают редчайшим памятником ранней древнерусской архитектуры. В следующем сезоне 2017 года планируется изучение той части храма, которая попала внутрь более позднего здания XIV века.

Следует отметить, что находки внутри первого Благовещенского храма — в особенности найденные на раскопках фрески — имеют не только научное, но и большое художественное значение. Фрески аналогичной древности в новгородской Софии не сохранились, так как в силу известных веяний в этой области искусства украшения и фрески храма постоянно модифицировались (даже с помощью компонентов, украденных в соседних странах). Из-за этого во всей стране единственным ранним представителем фресок XII века (хотя и более поздним, чем на Городище) были фрески храма Спаса на Нередице, построенного в самом конце этого столетия близ Городища. До сих пор он был самым ценным и древним памятником новгородской монументальной живописи XII века — пока во время войны его фрески не были почти полностью уничтожены бомбами и огнём. Однако если в ходе текущих раскопок будет найдено значительное количество подлежащих восстановлению древнейших фресок, ситуация может несколько измениться.

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    4 × один =

    Top