Плагиат — и ты победитель: Музыкальные номинанты «Оскара-2017»


Обычному зрителю подчас бывает трудно разобраться в индустриальных номинациях «Оскара», как, например, «Лучший звуковой монтаж» или «Лучший грим и прически». С «Лучшей песней к фильму» и «Лучшей музыке к фильму», которые являются важнейшими второстепенными категориями премии Американской киноакадемии, куда как проще: в песнях и музыке разбираются все. Так что за музыкальным «Оскаром» нетрудно следить и за претендентов легко болеть. Не удивительно, что многие зрители были возмущены, когда Йохана Йоханнссона в этом году отказались номинировать за «Прибытие». Еще больше людей желают победы песне «City of Stars» — потому что напевают ее себе под нос после «Ла-Ла Ленда». КиноПоиск подробно рассказывает о музыкальных претендентах на «Оскар» этого года.

Лучшая песня к фильму

Плагиат — и ты победитель: Музыкальные номинанты «Оскара-2017»

Ретромюзикл «Ла-Ла Ленд» (впрочем, некоторые считают его депрессивной драмой с веселыми песенками) в этом году получил рекордные 14 номинаций на «Оскар», но особо отличился и тут: в категорию «Лучшая песня к фильму» попали сразу две песни из фильма, «Audition» и «City of Stars». Музыку к обеим написал Джастин Гурвиц, однокурсник и коллега режиссера Дэмьена Шазелла, который уже работал с ним на предыдущих фильмах. Песни исполнили Эмма Стоун и Райан Гослинг.

С одной стороны, в том, что выиграет одна из этих песен, можно не сомневаться — это ровно тот тип музыки, за который обычно дают «Оскар»: старорежимный голливудский поп, напоминающий о золотых временах, когда актрисы и актеры пели и танцевали. С другой стороны, номинирование от «Ла-Ла Ленда» сразу двух песен может повредить им обеим. Если голоса киноакадемиков распределятся между ними в равных пропорциях, фильм потеряет свое преимущество. Поэтому на других номинантов тоже стоит обратить внимание.

В первую очередь — на песню «How Far I’ll Go» из диснеевского мультфильма «Моана». У анимационный лент студии богатая история в этой номинации: с учетом продукции студии Pixar, принадлежащей The Walt Disney Company, они получали премии Академии 10 раз. Кроме этого, песни к «Моане» написал Лин-Мануэль Миранда — человек, о котором много говорили в прошлом году в Америке. Миранда — автор и исполнитель главной роли в мюзикле «Гамильтон» об одном из отцов-основателей Соединенных Штатов. В прошлом году эта бродвейская постановка получила 11 «Тони», главную американскую театральную награду, так что «Оскар» Миранде могут дать просто для того, чтобы подчеркнуть его заслуги в искусстве.

Еще одна песня из мультфильма, номинированная на «Оскар», — «Can’t Stop the Feeling» из «Троллей», сочиненная Джастином Тимберлэйком. Это достаточно стандартный поп-хит, записанный как будто 10 лет назад (а не 50, как в случае с песнями для «Ла-Ла Ленда», что, конечно, минус). Премию он вряд ли возьмет: скорее важен сам факт номинации Тимберлэйка, которого «Оскар» отметил впервые.

Наконец, последний номинант — «The Empty Chair», песня Стинга из документального фильма «Джим: История Джеймса Фоули» об американском журналисте, которого похитили и казнили сирийские боевики-террористы. В номинациях каждый год есть хотя бы одна песня к серьезной драме или байопику, просто чтобы подчеркнуть: Академия ценит не только легкомысленную поп-музыку. Однако приз они получают редко. Последний яркий пример такого рода это «Glory», композиция Джона Ледженда для картины «Сельма», которая рассказывает о движении за гражданские права чернокожих в США.

Лучшая музыка к фильму

В номинации на лучшую музыку к фильму все несколько интереснее. Без «Ла-Ла Ленда» не обошлось и тут, хотя Академия вполне могла ограничиться одной категорией, учитывая количество песен в фильме Шазелла. В победе фильма можно не сомневаться — Гурвиц уже получил за него «Золотой Глобус», имена лауреатов которого нередко совпадают с оскаровскими. Кроме того, саундтрек к «Ла-Ла Ленду» уже стал хитом сам по себе, люди слушают его отдельно от фильма.Мика Ливай

Мика Ливай

Не менее интересный номинант, чье участие придает конкурсу дополнительную интригу, — это Мика Ливай с саундтреком к «Джеки», ленте Пабло Ларраина о Жаклин Кеннеди, жене президента США Джона Кеннеди. Ливай — британский музыкант — известна в первую очередь по своей группе Micachu & The Shapes. Она училась музыке с детства, получила академическое музыкальное образование, сотрудничала с Лондонским симфоническим оркестром, но при этом долгое время играла не классику, а экспериментальную поп-музыку. Недавно она переключилась на саундтреки, и они получаются у нее блестяще. Ливай написала музыку к ленте «Побудь в моей шкуре», теперь вот к «Джеки», где саундтрек, возможно, лучшее, что есть в этом фильме. Это минималистичная, эмоциональная и виртуозная симфоническая музыка, которая, с одной стороны, отсылает к ее лучшим академическим представителям XX века, с другой, она достаточно проста для того, чтобы ее можно было слушать просто так, без специальной подготовки. Свой «Оскар» Леви точно получит, но, скорее всего, не в этом году.

Николас Брителл

Николас Брителл

Другой молодой композитор, номинированный на «Оскар» — Николас Брителл, сочинивший музыку для «Лунного света», драмы о молодом афроамериканце из Майами. Бриттел всю свою карьеру строил внутри индустрии кино — несколько раз работал с Натали Портман, принимал участие в работе над «12 годами рабства», а еще продюсировал «Одержимость» Шазелла. Композитор наполнил «Лунный свет» музыкальными партиями для скрипки и виолончели, на которые его вдохновил хип-хоп 90-х и конкретно техника чопд-н-скрюд (прием, когда берутся готовые семплы, и в них сильно изменяется темп и тон).

Томас Ньюман

Томас Ньюман

Самый консервативный саундтрек среди номинантов — к «Пассажирам», написанный 61-летним Томасом Ньюманом. Этот композитор 12 раз номинировался на «Оскар» (например, за музыку к «Красоте по-американски» и «ВАЛЛ-И»), но ни разу не получал награду — и непонятно, почему именно «Пассажиры» должны стать исключением. Его минималистичный электронный саундтрек местами состоит из симфонической музыки, типичной для космического блокбастера, но в целом хорошо работает в конкретном фильме. Однако на фоне остальных номинантов Ньюман смотрится невыгодно.

Дастин О’Халлоран

Дастин О’Халлоран

Наконец, за фильм «Лев» номинировали Дастина О’Халлорана и Хаушку. О’Хэллоран — автор музыки к двум десяткам маленьких и независимых фильмов, так что «Лев» для него — в каком-то смысле прорыв. А вот Хаушка (на самом деле его зовут Фолькер Бертельман) — немецкий пианист-экспериментатор, играющий на подготовленном фортепиано. Это особая техника, когда с музыкальным инструментом производятся разные манипуляции, меняющие его звук: вкручиваются шурупы, вставляются посторонние предметы, прижимаются струны и так далее. «Лев» — фильм про мальчика-индуса, который теряет свою семью и переезжает в Австралию, а 25 лет спустя возвращается к матери. О’Халлоран и Хаушка, впрочем, не используют никаких индийских или австралийских мотивов. Музыка к «Льву» представляет собой довольно обыкновенный западный минимализм, которым оба музыканта владеют виртуозно.

Скандал с дисквалификацией

«Прибытие»

«Прибытие»

С музыкальными номинациями в этом году связан один из больших оскаровских скандалов. Музыку композитора Йохана Йоханнссона к фильму «Прибытие» не включили в номинации из-за того, что в ключевые моменты фильма звучит «On the Nature of Daylight» Макса Рихтера — композиция, написанная им за несколько лет до выхода фильма, и совсем не для него. У Академии очень жесткие условия для номинаций (это касается и категории «Лучшая песня к фильму», и «Лучшая музыка к фильму») — саундтрек должен быть оригинальным, новым и звучать в фильме впервые. То же самое произошло с «Манчестером у моря», в котором помимо композиций Лесли Барбер звучит несколько классических произведений. Иногда для сторонних произведений делаются исключения, но в случае с «Манчестером» и «Прибытием» академики посчитали, что посторонние композиции слишком размывают оригинальную музыку.

С одной стороны, позиция Академии понятна — она награждает за оригинальные произведения, и когда слушаешь такой саундтрек целиком, трудно выделить новую музыку среди повторно использованной старой. С другой, это подчеркивает, насколько все-таки консервативна премия «Оскар». Для того, чтобы получить ее, нужно все делать по определенным лекалам, и никак иначе.

С оригинальной музыкой это особенно нелепо. Известно, что режиссеры используют так называемую «временную музыку» в работе над фильмом, нередко даже на стадии монтажа, а работа композитора начинается в последний момент. Временная музыка это либо классические композиции, либо просто произведения из других фильмов. Режиссер использует ее, чтобы лучше понять, как сцена будет работать с музыкальным сопровождением. Представьте себе, что Майкл Бэй монтирует «Трансформеров» под саундтрек «Красоты по-американски»: глядя на то, как идеально ложится видеоряд первого на звуковую дорожку второго, начинаешь задумываться об подлинных источниках вдохновения создателя крупнейших голливудских блокбастеров. Вот хорошее видео, иллюстрирующее случаи заимствования из временной музыки:

Проблема в том, что режиссер порой так привыкает к этой временной музыке, что ему начинает казаться, будто только она идеально работает с нужными сценами. Тогда он просит композитора написать что-нибудь очень похожее. Дэнни Элфман на круглом столе The Hollywood Reporter, признавался: «Моя задача — заставить режиссера забыть всю временную музыку, которую он использовал. Я сам ее никогда не слушаю. А если он привязан к ней, то моя работа становится гораздо труднее. Тогда я стараюсь понемногу переубедить его, что совсем другая композиция, написанная мной, подойдет сцене так же хорошо или даже лучше».

Нередко это кончается тем, что многие композиции звучат практически одинаково, как плагиат. Сравните, например, две подозрительно похожих композиции из фильмов «Тит — правитель Рима» и «300 спартанцев».

Конечно, это домысел, но можно предположить, что «On the Nature of Daylight» Рихтера в «Прибытии» была как раз таким временным решением. Возможно, режиссер Дени Вильнёв просто принял решение оставить ее, а не заставлять Йоханнссона писать что-то под копирку. Это наводит на парадоксальную мысль: не исключено, что у «Прибытия» было бы больше шансов на номинацию, если бы композитор решился на плагиат.

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    7 + семь =

    Top