Что делать с рождаемостью в России


Демографическая
политика, проводимая государством на протяжении последних десяти лет, дала
определенный эффект. Сегодня наблюдается положительная динамика естественного
прироста населения. Численность населения России с 2010 по 2015 гг. увеличилась
на 3,4 млн. человек (в том числе на 2,3 миллионов человек за счет Республики Крым и Севастополя). В аналитической записке «О плане мероприятий по реализации в 2016 – 2020 годах
Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»
(Тулузакова М.В., Мотрич Е.Д., Данилова О.С., Темешова Н.В., Логинова Н.Н.,
Акьюлов Р.И.) отмечается, что наиболее
действенной мерой, оказавшей влияние на уровень рождаемости в стране, стало
введение выплат материнского капитала, который стимулировал рождение второго и
последующего ребенка. За 2007–2014 годы
было выдано более 5 миллионов сертификатов на материнский
капитал. Ежегодно его величина индексируется в соответствии с темпами инфляции и с 1 января 2015 года
составляет 453 026 рублей.
В 2016 году размер материнского капитала остался на уровне 2015 года.

Однако эти результаты могут быть нивелированы
уже в ближайшие годы. Меры, предпринятые на уровне государства, могут уже быть
не достаточными для положительной динамики. Сегодняшнее ускоренное формирование
семей может обернуться завтра компенсационным спадом, выравнивающим временный
перекос в календаре появления на свет желаемых детей, среднее число которых в
расчете на одну представительницу поколения меняется слабо. Политика,
направленная на повышение уровня рождаемости, должна носить комплексный,
системный и долговременный характер, то есть включать в себя более широкий спектр
социально-экономических мер семейной политики и не ограничиваться лишь
монетарным стимулированием деторождения. Многие специалисты говорят о том, что
семейная политика, проводимая государством, носит во многом конъюнктурный
характер.

Объективная картина в области деторождения
тревожна. В настоящее время наблюдается сокращение женщин активного репродуктивного возраста. В 2013 году численность женщин активного
репродуктивного возраста (20–29 лет) составляла 11,56 миллионов человек и за год сократилась на 466 тысяч человек или на 4,0%. За период с 2010 по 2013 годы численность женщин фертильного возраста
(15–49 лет) сократилась на 1
968 тысяч человек, или на 5,2%.

К числу еще недавних факторов роста
рождаемости можно отнести рост числа молодых матерей 20-29 лет, родившихся в
80-е годы. На долю этой возрастной группы в 2007 – 2011
годах пришлось 65% рождений (и 73%
первых рождений).
Однако уже на начало 2012 года – в этой группе 11833 тысяч человек, то есть на
309 тысяч
меньше, чем 2 года назад.

Изменилась традиционная модель рождаемости. В
2007 – 2013 годы наблюдался заметный прирост
повозрастной рождаемости в возрастах старше 25 лет. Начиная с 2008 года,
наибольшая рождаемость отмечается в группе 25-29 лет, при этом в 2013 году максимум рождений перешел из возраста 25 лет
в возраст 26 лет, а рождаемость городских женщин в группе 30-34 года впервые
превысила рождаемость в группе 20-24 года. Продолжился наблюдаемый уже 20 лет
рост среднего возраста матери
при рождении детей: 1994 году – 24,6 лет, 2005 году – 26,5 лет, 2012 году – 27,9 лет. Итого, за 18 лет – рост на 3,3 года.

Учитывая последние тенденции, необходимо
принять ряд мер, которые позволят закрепить положительный тренд и обеспечить
дальнейший рост рождаемости.

Реализации программы материнского капитала
показала свою эффективность и действенность, в связи, с чем предлагается ее
пролонгация на период до 2020 года. Это позволит стимулировать рождаемость у
женщин в возрасте 30-40 лет, численность которых по итогам 2020 года увеличится
по сравнению с настоящим периодом (2015 годом) на 980 тысяч, что позволит
частично компенсировать общее снижение численности женщин в фертильном
возрасте.

На мой
взгляд, стимулирование рождаемости с помощью материнского капитала должна быть
дифференцирована в зависимости от состояния демографической ситуации в том или
ином регионе. Реализация такой градации может быть обеспечена путем деления
материнского капитала на две части – федеральной и региональной. Региональная
часть будет выплачиваться только в регионах с низкой рождаемостью. Данная мера является скорее вынужденной, так как в
наиболее дотационных регионах (республиках СКФО) наблюдается самая высокая
рождаемость, что еще больше повышает бремя социальной дотационности данных
территорий на федеральный центр.

Также важно отметить, что свыше 90% выплат
материнского капитала было направлено на улучшение жилищных условий. Особое значение эта мера
сыграла в увеличении рождаемости сельского населения, где за счет материнского
капитала действительно можно приобрести жилье. В более крупных городах
сработала хуже, в мегаполисах – практически не отразилась. Поэтому, необходимо уделить внимание
разработке мер, рассчитанных и на жителей крупных городов, таких
как приобретение жилья по льготной ипотеке в 5-6% после рождения второго
ребенка и приобретения жилья без процентов после рождения третьего.

В качестве материального стимулирования
рождаемости необходимо увеличить размер пособия по уходу за ребенком, так как
содержание ребенка после полутора лет для женщин находящихся в отпуске по уходу
за ребенком, становится довольно обременительным. Учитывая тот факт, что место
в дошкольных учреждениях предоставляется только для детей от трех лет (то есть
матери не могут в этот период полноценно работать), то содержание ребенка в
период от полутора
до трех лет становится затруднительным.
Необходимо поручить региональным и муниципальным властям разработать проекты
создания и реализации дошкольных учреждений для детей в возрасте от полутора до
трех лет, что позволит увеличить показатели рождаемости у более молодой части
населения (студентов), так как декретный отпуск может быть сокращен и появится
возможность полноценной занятости молодых матерей. В качестве положительного
эффекта от данного мероприятия можно обозначить профилактику сокращения абортов
у молодого поколения.

Особую роль должна сыграть разработка системы
социальной ипотеки. На период рождения и достижения ребенком трехлетнего
возраста, то есть до момента, когда оба родителя смогут работать по полной
занятости, необходимо «заморозить» выплаты по ипотечным кредитам. Данная мера
позволит повысить рождаемость у среднеобеспеченного класса населения, так как
риск потери работы одним из родителей, что повлечет за собой кредитные долги,
будет устранен.  Как меру стимулирования
третьих и последующих рождений в семье можно рассмотреть механизм снижения или
полный отказ от взимания подоходного налога с родителей (опекунов).

Реализация только этих основных мер позволит выйти на
устойчивый рост рождаемости в среднесрочной перспективе.

Помимо этого, стоит подумать о разработке системы
повышения квалификации для женщин, находящихся в отпуске по уходу за
ребенком,  повышении ответственности
работодателей за несоблюдение норм трудовой деятельности для женщин, имеющих
детей до трех лет, увеличении стоимости родового сертификата, внесении изменений
в Жилищный кодекс РФ (предоставлении права на первоочередное получение жилья на
условиях социального найма многодетным семьям; установление права улучшения
жилищных условий – получение квартир/домов по себестоимости для семей после
рождения третьего ребенка), развитие дистанционных форм оказания медицинской
помощи.

К сожалению, без описанных мер будет невозможно
сохранять положительную динамику основных демографических коэффициентов. Только
реализовав их, мы сможем обеспечить устойчивый рост общей
численности населения страны и сохранить величину демографического потенциала
на уровне 150-160 миллионов человек.

Теги:
По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    19 − пять =

    Top