Зачем аэропорты запасаются «взрывчаткой»


Информация о тендере, который проводит аэропорт, размещена на сайте госзакупок. Руководство главных воздушных ворот юга России решило "затовариться по полной". Для тренировок своей службы безопасности они намерены приобрести имитаторы сразу трёх групп орудий, используемых террористами.
В первую очередь речь идёт об имитаторах взрывчатых веществ, таких как тол, тротил, динамит и аммонал. Также будут закуплены "копии" самодельных взрывных устройств, размещённых в электрических и электронных устройствах, наиболее часто перевозимых пассажирами (телефон, видеокамера, фотоаппарат, планшет/ноутбук, фен, электробритва).
Ну и последний "лот" — это макеты предметов, запрещённых к провозу в воздушном транспорте. Речь о электрошокерах, пистолетах, ножах, аэрозолях, арбалетах, кастетах, дубинках, рогатках с упором и прицелом, а также других подобных "объектах". Поставщика тендера определят в конце июля. Представители аэропорта не ответили на запрос Лайфа о бюджете и об эффективности подобных закупок.
Кто ещё "в теме"
Имитаторы закупают все отечественные аэропорты и это правильно, сказал Лайфу эксперт по авиационной безопасности Виктор Горбачёв, гендиректор Ассоциации аэропортов гражданской авиации России:
— Как тренироваться на настоящей взрывчатке? Чтобы с такими материалами работать, необходимо получить кучу разрешений и допусков. Когда же ты купил имитатор, то работать гораздо проще. Поэтому аэропорты их и покупают. Это то же самое и по запаху, и по цвету — то что на интроскопе имеет свой цвет.
В столичных аэропортах Шереметьево и Домодедово Лайфу подтвердили, что покупают имитаторы взрывчатки.
— Имитаторы взрывчатых веществ используются для подготовки действующих сотрудников службы безопасности, а также студентов, обучающихся по программе целевой подготовки "Приток" московского аэропорта Домодедово. Кинологическая служба аэропорта применяет имитаторы взрывчатых веществ, с помощью которых происходит, в том числе, обучение служебных собак, — сказали Лайфу в пресс-службе Домодедово.

Аэропорт Шереметьево приобретает имитаторы взрывчатых устройств для обучения и проверки качества проведения досмотра инспекторами, работающими на рентгенотелевизионных интроскопах и досматривающими багаж и ручную кладь пассажиров. Оборудование помогает поддержать высокий уровень "тревожности" персонала служб безопасности аэропорта.
Во сколько аэропортам обходится наша безопасность
По словам Виктора Горбачёва, отечественные аэропорты тратят приличные суммы на подготовку специалистов в области безопасности:
— Для этого существуют специальные курсы. В среднем обучение одного сотрудника стоит около 20 тыс. рублей. Сама аппаратура также стоит десятки тысяч. Но уже в валюте.
В Шереметьево отказались от комментариев на тему бюджета на безопасность, сославшись на коммерческую тайну.
В Домодедово Лайфу сообщили, что инвестиции в авиационную и транспортную безопасность воздушной гавани в 2016 году превысят 1 млрд руб. Более 800 млн руб. будет затрачено на приобретение досмотрового оборудования. Для домодедовских секьюрити будут закуплены: арочные детекторы и мобильные определители следов взрывчатых веществ, стационарные металлодетекторы, а также двухгенераторные рентгенотелевизионные интроскопы, которые обеспечивают просмотр объекта по вертикали и по горизонтали (двустороннее изображение). Данный метод позволяет качественно досматривать даже плотно упакованные объекты при первом сканировании.
В течение года каналы углубленного досмотра Домодедово оснастят СНИФФ-порталами — системами для определения частиц пороха или других взрывчатых веществ на одежде и личных вещах граждан.
Загранице кто поможет?
Между тем заграницей с безопасностью в аэропортах обстоят дела вовсе не так хорошо. Проверка, проведённая в феврале 2016-го инспекторами ЕС по авиационной безопасности в аэропорту Кельна в Германии, показала, что немецкие секьюрити выполняют свою работу, мягко говоря, плохо.
Из 12 случаев проноса взрывчатых веществ и оружия они смогли выявить только 6. Затем проверяющие упростили задачу для секьюрити, предупредив последних о том, что будут проносить взрывчатку. Результат оказался ещё хуже. 9 из 12 попыток проноса копий "адских машин" оказались успешными.
Это не первый раз, когда немцы так проваливаются. В декабре 2014 года каждая вторая тестовая попытка проноса взрывчатки в аэропорт во Франкфурте была успешной (для сравнения — в 2006 году этот показатель составил только 30%). Администрации аэропорта было предложено переобучить 2500 сотрудников. Аналогичную проверку не прошёл и аэропорт Дюссельдорфа. В мае 2015-го Еврокомиссия подала иск на Германию и ряд аэропортов страны (их названия не раскрываются) из-за того, что они не исправили положение после полученных предупреждений.

Проблема в Германии заключается в том, что службы безопасности аэропортов не являются государственными и заинтересованы в снижении издержек.
— Они слишком много внимания уделяют скорости обучения и сокращению расходов и мало — безопасности, — сетует в разговоре с Лайфом представитель профсоюза полиции Эрнст Вальтер.
Однако министр внутренних дел при этом выступает против деприватизации охранных служб немецких аэропортов.
Представили службы безопасности Кельнского порта отмечают, что всё обучение находится в руках государства:
— Оно устанавливает правила, стандарты качества и как эти задачи должны выполняться, регулирует тренинги, тестирование, проводит проверки.
По словам Виктора Горбачёва, в российских аэропортах также проводятся подобные проверки. Их результаты, как правило, не разглашаются. Однако, по словам эксперта, никаких нареканий российские аэропорты не вызвали.

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    четыре + 13 =

    Top