Урок лицемерия


Когда Альбер Камю сказал, что «Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует», то, наверное, даже не понял, насколько был прав. Потому что понимание этого факта способно не только перевернуть картину мира, но и поставить человека перед ужасом существующей системы и бессилием что-либо изменить в ней.
Слово «лицемерие» часто является почти что синонимом слова «обучение». Особенно, когда речь заходит об отношениях между учителями и учениками. Если посмотреть на случай Анастасии Радченко вне моральных категорий, то уместно было бы задать вопрос: «Нарушила ли она закон?». И ответ, разумеется, будет отрицательный.
Мой коллега работал в частной школе, где в уставе была закреплена норма: «Все отношения между учителями, учениками и родителями регулируются в рамках действующего законодательства». Несмотря на всю привлекательность, простоту и очевидность такого решения, оно лишь отодвигает проблему неуставных отношений в сторону и, увы, не универсально.
С моральной точки зрения вопрос можно поставить так: «Был ли причинен ученикам вред?». 12-14летние подростки абсолютно естественно интересуются вопросами секса. Далеко не только интернет и телевидение, но и простая наружная реклама пестрит огромным количеством эротических сцен. И то, что учительница снималась в рекламе нижнего белья, вряд ли как-то повредит их здоровью и развитию.
Однако мы продолжаем игнорировать этот вопрос с упорством, достойным лучшего применения. Тем более что система, породившая фундаментальную проблему, почти всегда не способна ее решить. Все попытки регламентировать область социальных отношений заканчивались провалом. Анастасию могут с легкостью уволить просто потому, что кому-то что-то показалось. Или из страха перед какими-либо последствиями.
Страх, лицемерие и невежество, – именно таких советчиков часто выбирает себе один из важнейших социальных институтов – школа. Это продолжается уже не одно поколение; это никого не устраивает, но никто не готов ничего менять.
Например, почему литературу алкоголиков и самоубийц о предателях и проститутках изучать можно, а привлекательной учительнице нельзя вести инстаграм?..
У меня нет другого ответа, кроме индивидуальной ответственности каждого, кто занимается образованием. Не надо ничего менять, надо только понять, как грамотно и верно сократить пропасть между школой и жизнью.
За семь лет работы в ВУЗе я каждый год убеждаюсь, что самым главным для успешности профессионала является социальный интеллект – понимание того, как устроен этот мир и люди в нем, умение взаимодействовать с ними, а не дневник и зачетка. И то, когда это станет целью не только отдельных педагогов, а всей системы, зависит только от нас.

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    1 + девятнадцать =

    Top