«Обратная сторона луны 2»: Россия, которую мы потеряли


Почему Первый канал снял с эфира второй сезон популярного шоу

Второй сезон «Обратной стороны луны» очень долго добирался до российских телезрителей. Год назад первыми его почему-то увидели финны, благодаря чему сезон «ликнулся», его посмотрело какое-то количество народу в интернете, но перед премьерой на Первом канале все лазейки были прикрыты. И что в итоге? Первый канал прервал показ сериала «Обратная сторона Луны 2» прямо на середине сезона. Можно только представить себе, насколько низкими были рейтинги, если руководству канала пришлось скороспешно заменить трансляцию приключений старлея Соловьева на сериал «Григорий Р.» с Машковым в главной роли. Вот интересно, почему, после восторгов, вызванных первым сезоном, не пошел второй? Что, все успели посмотреть в интернете? Очень вряд ли. Ну, наверное, все дело в том, что неплохую в общем-то идею воплотили на коленке.

В конце первого сезона, если помните, проснувшийся в 2011 году Соловьев (Павел Деревянко) не может опознать предмет, который ему пихают под нос (мобильник) и замирает на фразе «Я не Михал Михалыч, я Михал…». И в этом открытом финале было обещание того, что Стрибог не закончил со своими играми, и в 2011 вернулся не Миша Соловьев, а его папа — тунеядец и прелюбодей, за которого Миша отдувался в 1979 и невольно расстраивал маму. Это, кстати, был бы красивый концептуальный узел. Конечно, ничего принципиально нового из такого сюжетного поворота вытащить нельзя, но просто посмотреть на то, как себя будет чувствовать и вести советский человек в условиях повсеместного стяжательства и капиталистической разобщенности общества было бы интересно. Впрочем, скорее всего, мишин папа, не отличившийся на службе в 1979, в 2011 был бы очень быстро списан в утиль за профнепригодность, стал бы водителем такси, и если бы у него хватило духу — начал познавать этот дивный новый мир, а не спился бы от отчаяния.

А кстати, раз уж зашла речь о диссонансе между человеком и временем. Наверное, одно из немногих упущений первого сезона — это как раз-таки полное отсутствие у героя дискомфорта именно гражданского. Некоторая демократическая развязность русского человека образца 21 века, ощущение (хотя бы иллюзорное) полной свободы действий и самовыражения должны были бы как-то что ли испытать тесноту рамок советского времени. А нет, герой Деревянко таращит глаза только при виде бассейна «Москва» и автоматов с газировкой. А когда начальство начинает лезть своим носом к нему в постель и учить его, как быть правильным супругом — он вроде как к этому вполне готов.

Во втором сезоне Михал Михалыч все-таки возвращается в 2011, и с ужасом понимает, что это новая версия будущего, где СССР не рухнул, под словом «перестройка» понимают обычный ремонт и перепланировку, Саврасов стал генсеком (не пригодились Мишкины советы про финансовые пирамиды), компьютеры «Мак» производят в Республике Казахстан, на улице стоят электронные терминалы, принимающие к оплате «Сберкарты», по небу плывут модифицированные дирижабли, на месте бассейна «Москва» павильон «Космострой», все улыбаются и машут, пробок на улицах города нет. Ах, да. «Дом-2» тоже есть — это реалити-шоу про стройку, где прораб в исполнении Цекало объясняет одному из строителей, что спешить в таком деле, как жилищное строительство не стоит — потому что «мы не дом строим, мы строим любовь» (это, действительно, один из смешнейших моментов сериала).

Для симметрии приключения Соловьева в новом времени (как и в первой серии первого сезона) начинаются с дела с участием американца. Что позволяет Михаилу продемонстрировать совершенно не типичное для рядового мента знание английского языка и моментально вызвать подозрения (но это не мешает ему быстро влиться в новый коллектив). Если в прошлом Михаил обгонял по части знаний и методик своих коллег и в целом худо-бедно с реалиями был знаком, то в параллельной версии своего настоящего он поминутно вынужден просить, чтобы ему объяснили знакомые вроде бы слова, звучащие в каком-то новом для него контексте. И опять же, это не мешает ему отличиться и стать незаменимым сотрудником новой команды.
Из отягчающих обстоятельств — наличие жены и ребенка и разгуливающая поблизости дочь Кати (Светлана Смирнова-Марцинкевич), разумеется, как две капли воды похожая на мать.

Так и в чем, в общем-то проблема? Во-первых, в бесконечном мороке с этим несчастным Рыжим (Иван Шибанов), который непонятным образом ожил на столе патологоанатома и отправился вставлять старлею Соловьеву палки в колеса, а позже — и вовсе предлагать дружбу. Кстати, этот момент с ожившим Рыжим указывает на то, что все-таки Соловьев находится в каком-то пограничном состоянии и просто видит бредовый, но достаточно детальный сон.

Во-вторых, в пародии на СССР будущего. Она попросту не продумана. Хотя это невероятно интересная тема для фантазии. И можно было бы попытаться смоделировать коммунистическую Россию 21 века, выбрав для нее некий путь развития, а не просто развесить баннеры про пятилетки и портреты генсека по кабинетам. Если в первом сезоне это была утрированная ностальгическая картинка из счастливого босоного советского детства, то здесь это просто анекдот. Хотя, есть один нюанс, на который хочется обратить внимание и представить себе, что именно это сценаристы и имели в виду.

Многие зрители жаловались на то, что в советском будущем граждане разъезжают все на тех же «Волгах», а аналог мобильного — «карманный» выглядит как одно сплошное издевательство: коробка размером с большую рацию с круглым циферблатом посередине. При том что, очевидно же — страна процветает, военная промышленность и космическая индустрия развиваются, СССР — впереди планеты всей. Но при этом интерьеры как были убогими, так и остались, одежда — как была невзрачной и стандартной, так и осталась. Можно смотреть на это, как на упущение художника-постановщика. А можно иначе: сценаристы иронизируют над тем, что в великой стране почему-то всегда все, что касалось личных нужд человека, делалось по самым убогим стандартам. В космос мы полетели, а башмаков нормальных пошить не можем. Не считаем нужным.

А всем желающим досмотреть сериал остается только заплатить за просмотр на сайте Первого канала
Первый сезон «Обратной стороны луны» можно посмотреть онлайн на Кино-театр.ру
Оба сезона доступны также на портале Амедиатека.

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    1 × 4 =

    Top