Люк Дарденн: «Розетта могла бы проголосовать за Трампа»


В прокат вышел новый фильм братьев Дарденн «Неизвестная» — очередное исследование бельгийских классиков на тему природы совести. По сюжету молодая врач Женни (Адель Энель) не откликается на вечерний звонок домофона после окончания рабочего дня, а на следующее утро узнает, что звонившая в дверь темнокожая иммигрантка найдена мертвой неподалеку без каких-либо документов. Никто не знает, кто она. Никто не может ее опознать по кадрам с камеры видеонаблюдения над дверью в медпункт. Все, что связывает погибшую девушку с нашим миром — чувство вины Женни. Исправить врачебную ошибку уже не выйдет, но можно хотя бы узнать имя неизвестной. Спасти от забвения.

На московской премьере фильма присутствовал младший из братьев, Люк Дарденн. За два дня он успел дать мастер-класс в «Московской школе кино», провести встречу с читателями в центре «Покровские ворота», а также представить российское издание своих дневников «За спинами наших картин» — уникальную книгу, содержащую исчерпывающее описание режиссерского метода Дарденнов от первого лица. Кроме того, Люк посетил собственную ретроспективу в кинотеатре «Иллюзион», лично открыв показ не только «Неизвестной», но и «Розетты». С победы в Каннах которой в 1999 году началась принципиально новая страница в жизни не только братьев, но и современного кинематографа.

Жан-Пьер и Люк Дарденны

Жан-Пьер и Люк Дарденны

Встречи эти носили во многом практичный характер. Люк с охотой многословно и доброжелательно делился секретами мастерства. Так, один из любимых приемом братьев на пробах — без объяснения причин неожиданно замолчать на тридцать секунд. Как раз тогда, когда актер ожидает от него следующей реплики по сценарию.

«Мы смотрим за тем, как актер справляется с молчанием. Как он в это время себя ведет. Начинает ли он нервничать. Может ли он выдержать эту тишину или начинает заполнять ее своими вопросами», — улыбается Люк.

Другой принцип — говорить «нет» на самый первый выбор актером одежды для своего героя:

«Нам важно, чтобы актер вышел из комфортного образа, из привычной для себя среды. Включил воображение. Полностью преобразился. Иногда мы возвращаемся к тому варианту, который он предложил в самом начале. Но на первое предложение обязательно отвечаем отказом».

Всех актеров просят на время подготовки к съемкам отказаться от других проектов, причем подготовка достигает пяти недель. В это время проводятся тщательные репетиции. Актеры вместе с режиссерами постепенно разбирают и присваивают себе текст, пока оператор ищет подходящую траекторию для камеры. Чтобы потом держать зрителей в напряжении во время долгих планов, которые могут длиться от трех до восьми минут.

Люк Дарденн, Марион Котийяр и Жан-Пьер Дарденн

Люк Дарденн, Марион Котийяр и Жан-Пьер Дарденн

Правила едины для всех. Как для постоянных актеров Дарденнов, так и для Марион Котийяр. Братья первые очаровались оскароносной актрисой, сами предложили ей принять участие в фильме «Два дня и одна ночь». Но и Марион ради роли пришлось согласиться на ряд условий. Отказаться на время от личных стилистов, визажистов и прочих помощников. Результатом стало мощное преображение актрисы — и одна из лучших ролей в ее карьере.

«Неизвестная» тоже началась со знакомства братьев с молодой актрисой Адель Анель. Ее внутренняя природа, обаяние помогли окончательно сформулировать замысел будущей картины.

«Сначала мы видели на месте Адель взрослого актера, мужчину, — рассказывает Люк. — Это должен был получиться уже взрослый, опытный врач. Но потом мы познакомились с Адель. Она сразу привлекла нас. Она выглядела не просто молодой, а непорочной. Казалось, все интриги, все перипетии мира ее еще не коснулись. Конечно, со временем она может лишиться этой отличительно черты, но тогда, когда мы с ней познакомились, непорочность — именно то, что мы почувствовали в ней в первую очередь. Мы подумали, что будет интересно придать такое дополнительное измерение образу врача. Женни в фильме приходит к посторонним для себя людям и просит сказать правду. Порой жестокую и неприятную. И эта искренность, невинность, непохожесть на остальных — причина, по которой смогут начать доверять нашей героине. Ведь ее действия, да и цели сильно отличаются от того, как себя ведут, например, полицейские».

Адель Энель в фильме «Неизвестная»

Адель Энель в фильме «Неизвестная»

Женни из «Неизвестной» выделяется еще и тем, что мы ничего не знаем о ее прошлом. Люди уклоняются от ее вопросов во многом потому, что хотят защитить себя или своих близких. Им всем есть что терять, а потому они начинают врать. А у Женни, на первый взгляд, нет ничего, кроме поиска правды.

«Ей тоже есть, что терять, — возражает Люк. — Она отказывается от спокойной жизни, от успешной карьеры врача в частной клинике для богатых людей. Остается простым врачом в пригороде. Совершает некую жертву. А насчет ее прошлого — для нас было важно, чтобы она оставалась в своем поиске одна. Чтобы ее никто не окружал. Мы хотели освободить ее от этих уз, иначе ее внимание отвлекалось бы на семью, друзей. Сейчас же она полностью захвачена поиском имени погибшей девушки».

На вопрос, можно ли предположить, что отреченность главной героини — следствие одиночества, Люк отвечает: «Нет, так сказать нельзя. Женни выясняет истину, потому что чувствует себя виноватой. Мы несем друг перед другом ответственность. Каждый из нас должен открывать двери всем. А для Женни это актуально вдвойне. Она врач, она приносила клятву Гиппократа. Она должна быть готова помочь любому: вдове, сироте, убийце. И когда она обнаруживает, что о погибшей девушке неизвестно ничего, даже ее имя, она принимается за поиски. Если не в ее силах вернуть жизнь, то хотя бы выяснить имя. Не позволить несчастной навсегда исчезнуть из общества. А имя — единственное, что нас связывает с этим миром».

Режиссеры перемонтировали «Неизвестную» перед выходом в прокат. Со стороны может показаться, что это реакция на прохладный прием в Каннах (жюри фестиваля оставило фильм без наград). Но братья сами относятся к своим фильмам безжалостнее любых критиков.

Люк и Жан-Пьер Дарденны на съемках «Неизвестной»

Люк и Жан-Пьер Дарденны на съемках «Неизвестной»

«Намерение что-то поменять в фильме у нас было еще до того, как мы поехали с ним в Канны, — рассказывает Люк. — Мы хотели сократить его примерно на минуту. Но на фестивале мы пересмотрели фильм и увидели его несколько иначе. Наши изменения незначительны, но нам они показались важными. Мы вырезали около семи минут в середине, однако последовательность кадров и ритм остались неизменными».

Сейчас братья работают над новым фильмом, который будет посвящен проблемам терроризма в современной Европе. Попытка хотя бы в общих чертах выяснить обстоятельства будущего сюжета натыкается на то самое фирменное молчание, которое режиссеры любят использовать на пробах.

— В «Розетте» вы показывали героиню, перед которой общество закрыло дверь. В «Неизвестной» ведете рассказ от лица одной из тех, кто не открыл дверь такой, как Розетта.

— Да, все верно.

— Хотя бы намекните, чью сторону вы займете на этот раз?

— Нет-нет. (Улыбается.)

Люк Дарденн

Люк Дарденн

— Где, по вашему мнению, заканчивается бунт против общества, какой мы видели в лице Розетты, и начинается терроризм?

— Когда мы говорим о фанатиках, исламистах, мы имеем в виду людей, чей мозг затуманен религией или другой жестокой идеологией. В Розетте нет желания убивать. И еще, фанатики — те, кто претендуют на абсолютную истину. Что Розетте тоже совершенно чуждо. Хотя, я думаю, она вполне могла бы проголосовать за какого-нибудь популиста вроде Трампа.

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    1 × 2 =

    Top