Правительство не собирается отменять «налоговый маневр» для нефтяников


"Налоговый манёвр" предполагал повышение основного налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, а также акцизов на них. При относительно высоких ценах это должно было стимулировать наши компании вывозить из страны бензин и дизель вместо сырой нефти.
Но планам помешали спекулянты, обрушившие котировки чёрного золота почти до $20 за баррель, которые сейчас балансируют на отметке $40 — 50. В итоге нагрузка на нефтяников непомерно возросла, о чём они не раз жаловались правительству. Но…
Нет худа без добра
Похоже, именно так воспринимают сегодняшнюю тяжёлую для отрасли ситуацию в правительстве страны. По данным Лайфа, первые итоги продолжающегося "манёвра" министры оценили положительно. Даже при низких ценах принятые меры подействовали оздоравляюще на переработку сырой нефти в стране. Об этом правительство рапортует в размещённом на своём сайте сообщении.
Добыча по итогам 2015 года выросла до 534 млн т (+1,4% к уровню 2014 года), глубина переработки нефти – до 74,1% (+1,7% к уровню 2014 года), производство автомобильного бензина – до 39,2 млн т (+2,3% к уровню 2014 года). А вот производство "грязного" мазута, от которого, как писал Лайф, решено было избавляться, сократилось на 7,4 млн т (-9,4% к уровню 2014 года).
По большей части, указывает правительство, прогресса по последнему из обозначенных пунктов удалось добиться за счёт модернизации крупнейших нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). В предыдущие годы нефтепереработка таких показателей не добивалась, свидетельствуют данные Минэнерго за 2013 — 2014гг. И глубина росла медленнее (всего на 0,9%), и выработка бензина сократилась на 1,1% — до 38,2 млн т.

Выиграл от повышенного НДПИ и бюджет, дополнительно пополнившись за прошлый год на 217 млрд рублей, говорил в конце июня представитель Минфина. Не стоит забывать и о 200 млрд рублей, прибывших за счёт нарушенных обещаний по снижению экспортной пошлины — в октябре правительство решило её заморозить до сентября 2016 года на уровне 42%. Хотя при объявлении о введении "манёвра" нефтяников пытались успокоить как раз снижением этого сбора до 36%. Таким образом, гиганты индустрии оказались в невыгодном положении — и налоги им подняли, и пошлины не опустили.
Первой о недовольстве "манёвром" сообщила Роснефть.  Ввиду краха нефтяных цен, существующий порядок сборов нуждается в корректировке, говорил на ПМЭФ-2016 президент компании Игорь Сечин.
"Есть безусловный вопрос о необходимости корректировки "манёвра" в соответствии со среднесрочными ценовыми реалиями. В 2015-м при средней цене на нефть в $51 за барр., по официальной независимой оценке Ernst&Young, Роснефть внесла почти $25 налоговых платежей с каждого добытого барреля. Это значительно больше (в некоторых случаях в 4 — 5 раз), чем у зарубежных компаний "
Получилось нечестно: платежи по НДПИ выросли, а пошлину оставили той же, сокрушается собеседник Лайфа в нефтекомпании. По его словам, при условных $50 за баррель НДПИ и экспортная пошлина составляют около 57% от стоимости сырья (по данным Минэкономразвития, $95,9 за тонну). Для проектов со льготами по НДПИ ставка чуть ниже — 50%.
Многие смирились

В январе прошлого года Сечин даже писал письмо президенту РФ Владимиру Путину с предложением об отмене "манёвра". Как Лайфу сообщил пожелавший остаться неназванным менеджер "Роснефти", компании пришлось пересматривать инвестиционный планы на будущие годы, в том числе сроки ввода шельфовых месторождений. Чтобы минимизировать влияние "манёвра" на свою добычу, российский гигант в начале июля попросил правительство снизить НДПИ для шельфовых месторождений с 5% до 1%. 
Другие компании смирились, во всяком случае, гневных писем на эту тему в Минэнерго не приходило, уточняет собеседник Лайфа в энергетическом ведомстве. Он также уточнил, что у министерства есть поручение от правительства разработать новые налоговые параметры "манёвра" для нефтяников. Но пока что это лишь слухи, тем более что в правительстве сильны позиции тех, кто считает принятую на вооружение стратегию благим делом для отрасли.
Из-за налогового манёвра скорректировал свои планы и "Лукойл", сократив инвестпрограмму на 14%. Об этом говорил в конце прошлого года глава компании Вагит Алекперов. Косвенно от "манёвра" пострадала и "Башнефть" — крупный переработчик чёрного золота. Отпускная цена нефти на внутреннем рынке выросла, и заморозка экспортной пошлины не компенсировала эти расходы, говорили близкие к компании источники. Ожидать дальнейшей заморозки экспортной пошлины, скорее всего, не стоит, считает чиновник из Минэнерго. А в 2018 году, по последним сообщениям СМИ, она может и вовсе обнулиться. За это выступает Минфин.
Как отреагирует отрасль?
Обнуление пошлины ещё не гарантирует улучшения инвестклимата для "нефтянки" — совместно с Минэнерго ведомство Антона Силуанова разрабатывает новую налоговую систему, в которой экспортная пошлина не будет играть никакой роли. Другими словами, обнулится, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
— Налоги стали для нефтяников главной головной болью, причём игроков отрасли больше волнует не их размер, а частота сменяемости, — считает эксперт.

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    шестнадцать + двенадцать =

    Top