Кирилл Кяро: «Научи меня жить» поднимает гамлетовские темы»


На сегодняшний день Кирилл Кяро один из самых востребованных актёров свого поколения. Его одинаково благосклонно принимают рафинированные фанаты киносериала «Измены» и многомиллионная аудитория Первого канала. В прошлом сезоне ситуация почти вышла из под контроля — родившегося в Таллине актера, которого критики часто называют «российским Доктором Хаусом», можно было одновременно наблюдать сразу на трёх центральных каналах. В прайм-тайм! 23 ноября на Первом канале стартует новый психологический детектив с его участием — «Научи меня жить», который и стал поводом для нашей беседы о социопатах, Гарике Сукачеве, роботах, психиатрии и о том, как «починить отношения с женой».

Насколько я знаю, сериал снимался под рабочим названием «После убийства», и уже потом его переименовали в «Научи меня жить». С чем связана замена названия? Вам какой из заголовков больше импонирует?

С чем связана замена названия? Это вопрос не ко мне, а к авторам: к режиссеру Вале Донскову, креативному продюсеру Володе Щеголькову, продюсерам Андрею Феофанову и Сергею Новикову. Сценарий к фильму «Научи меня жить» написала Елена Лебец, назывался он «После убийства». Кто-то говорил, что Лена была вдохновлена прекрасным норвежско-датско-шведским детективным сериалом «Убийство» и потому назвала так собственную работу. Оба названия имеют право на существование, вопрос в том, про что больше рассказывать. «После убийства» — это название про детектив, расследование и психологический триллер. Фильм начинается со спины героя, трупа, лежащего в воде, и титра «18 августа». Дальше мы погружаемся в предысторию на 19 дней назад, неумолимо двигаясь к исходному кадру, давая зрителю возможность решать самому, что же произойдет после убийства – и, собственно говоря, после какого именно убийства. Вариант названия «Научи меня жить» позволяет делать акцент на душевных метаниях героев, задает другие вопросы: «Почему?» «За что?» «Зачем?» «Что дальше?». Поднимает, можно сказать, гамлетовские темы. Но при этом детектив не ушел на второй план. Я надеюсь, у нас получилось расставить такие акценты, теперь осталось только посмотреть фильм. Мне самому это очень интересно.

В сериале есть песня в исполнении Гарика Сукачева, она тоже называется «Научи меня жить» — расскажите о ней немного.

Андрей Феофанов, генеральный продюсер студии «Амальгама», наш творческий отец и вдохновитель, принес песню группы Воскресенье «Научи меня жить» авторства Алексея Романова. Она оказалась созвучной с темой фильма. Он же попросил её спеть Гарика Сукачева – в итоге песня стала частью фильма. Честно? Я горд и рад, что Гарик таким образом причастен к нашему проекту.

И какова же основная тема сериала? Мне показалось, кино о том, в частности, что все когда-нибудь да ошибаются.

И про это тоже, но вообще сериал о социопатах. Кто они? Читайте «Википедию». В нашем фильме есть мощнейшая интрига, много интереснейших сюжетных поворотов и загадок — по-настоящему увлекательный детектив, но об этом я вам сейчас рассказывать не могу.

Расскажите тогда немного о том, где снимался сериал. Почему именно такая локация? Море что-то добавляет фильму? При этом моря, честно говоря, не так и много, и оно скорее фоном является.

Когда я читал сценарий, то рисовал себе такие хмурые финчеровские картины, нуар, низкие облака, проливной дождь, вечные сумерки. Я думал, что такой сериал надо снимать где-нибудь в Ленинградской области, под Приозерском, но наши продюсеры пошли другим путем. И мы снимали его в солнечном южном приморском городке. Этот контрапункт сработал в фильме удивительным образом! Да и снимать там было намного легче, в этом сомнений нет. И неизвестно, как бы с нами поступила эта история, если бы мы поддались ее настроению и поехали искать локации в менее позитивные места. Может, там бы она и погребла нас в этой хмурой атмосфере. Мне кажется, ничем не располагающий ко всяким ужасам солнечный курортный городок обострил все, что происходило в фильме, и сделал эту увлекательную историю ещё более интересной. А море? Оно присутствует, вы его увидите. Может, оно и не играет главную роль, но стихию я в фильме чувствую.

Как вы думаете, какие у персонажей сериала были прототипы? Мне в голову приходят доктор Хаус и Кларисса Старлинг из «Молчания ягнят» — вам такие аналогии близки? А кто еще — как среди вымышленных персонажей, так и среди реальных людей?

Такие аналогии близки. А еще доктор Лайтман, Патрик Джейн, Раст Коул, Шерлок Холмс, Пуаро и Джейн Марпл. Все они — наблюдатели, аналитики, провокаторы и мастера дедукции. Все они следователи, путем наблюдения, провокаций и анализа раскрывающие запутанные дела. А в жизни я таких не встречал – может, и слава Богу.

Расскажите немного о том, как вы готовились к роли. Все-таки психиатр — довольно узкая и особенная специальность. Консультировались ли с профессионалами, читали ли специальную литературу?

Андрей Феофанов знакомил меня с психиатрами, я провел с ними несколько консультаций. Все записывал на диктофон, до сих пор иногда прослушиваю эти беседы. Было интересно не только слушать, что они говорят, но и наблюдать за тем, как они это делают. Я понял, что главный мотив у них при выборе профессии — это самопознание. Один из них, Николай Георгиевич Немец, — по-моему, он кандидат наук, — его прочитать было сложнее всего. Он спокоен, внешне никак не проявляет себя, но цепок и постоянно оценивает, насколько собеседник с ним в контакте. В беседе я часто ловил себя на мысли, что сам становлюсь для него объектом наблюдения. И когда мы заговорили о гипнозе, он легко его продемонстрировал, без всяких приготовлений и вступлений. Я моментально поплыл. Тогда понял, что разговаривал с настоящим мастером. Я с интересом использовал этот свой опыт в работе над ролью. А вообще на тему психиатрии и социопатов есть много литературы. Для меня самой интересной работой оказалась книга канадского психолога Роберта Д. Хаэра «Лишенные совести». Автор исследует истоки феномена психопатии, факторы ее возникновения — наследственность и воспитание, предлагает практические советы по распознаванию психопатов и нейтрализации их воздействия. Книга обильно иллюстрирована примерами из клинической практики и повседневной жизни.

У вашего героя, скажем так, не вполне гуманистические взгляды – это следует, например, из диалога о социопатах во второй серии. Вы хотя бы в какой-то мере эти взгляды разделяете?

Этот диалог у меня тоже вызывал вопросы…В какой-то мере не разделяю…С такими взглядами можно далеко зайти. Но в этом и суть: это мысли Лаврова в начале фильма, они связаны с его исходными обстоятельствами, он даже книгу об этом написал. Но посмотрим, куда он с ними придет и с чем останется в конце фильма.

Вы вообще любите детективы? Для вас хороший детектив – это что?

Люблю. Хороший детектив — как хорошая пьеса: каждый поступок любого героя, каждое слово и жест — шаг к разгадке. Нет ничего случайного. Фавориты среди детективов и триллеров – «Семь» и «Девушка с татуировкой дракона» Финчера, «Сердце Ангела» Алана Паркера, «Молчание ягнят», «Начало» Нолана, «Собака Баскервилей», «Десять негритят». Сериалы – «Убийство», «Настоящий детектив», «Той ночью». Книги – Конан Дойль, Агата Кристи.

Расскажите немного об отношениях вашего героя с супругой, которую играет Елена Подкаминская. Вашему же герою по роду деятельности вроде как положено разбираться в душевных метаниях — при этом Илья Лавров пытается «починить» отношения с женой, занявшись с ней спонтанным сексом в неотремонтированной квартире. И это буквально за день до развода.

Про отношения с супругой Лаврова говорить много не могу, так как они являются отправной точкой истории. Скажу, что развод — результат психологической травмы, после которой им вместе продолжать быть семьей сложно. А Лавров, не желая в это поверить, пытается любыми способами семью вернуть. Как это у него получается, судить зрителю при просмотре всего фильма. В оправдание могу сказать только одно: хоть он и крутой психиатр, но тоже человек. А человек более всего уязвим и беззащитен с самыми дорогими ему людьми.

С Подкаминской вы вместе заняты в еще одном сериале — в «Дневнике новой русской». Расскажите об этом проекте — какие, скажем, у ваших героев в данном фильме отношения?

Этот сериал теперь называется «Дневник Надежды». Надежда — имя главной героини, ее и играет Лена. Это совершенно другая история и по жанру, и по характерам персонажей. Отношения у нас непростые, но мы любим друг друга.

Я забавную параллель заметил – Елена в этом фильме играет пусть не психиатра, но психолога. Вы ей какой-то опыт, полученный во время работы над «Научи меня жить», передавали?

Да, Лена там по профессии психолог, но она как-то справилась сама, не стала обращаться за советами. Там не так сильно проявляются профессии героев. Кстати, в «Дневнике Надежды» еще и Леша Барабаш занят (актер исполняет одну из ключевых ролей в «Научи меня жить», прим. ред.), прекрасно играет одного из любовников главной героини.

Как вам кажется, у «Научи меня жить» могло бы появиться продолжение? Ну т.е. не прямой сиквел, а что-то наподобие второго сезона «Настоящего детектива» или «Американской истории ужасов» — другие персонажи, совсем новая история, при этом очевидные стилистические и тематические пересечения с первым сезоном.

Не знаю, не мне решать. Но думаю, что «Научи меня жить» — это законченная история.

Напоследок расскажите немного о других проектах с вашим участием, которые зритель сможет увидеть в 2017-м. В первую очередь, конечно, интересует сериал «Лучше, чем люди». Он уже успел шуму наделать, что в принципе понятно: все-таки не такая частая для российского ТВ фантастика и отсылки чуть ли не к «Бегущему по лезвию».

Не люблю рассказывать о том, что еще не закончено, поэтому только в двух словах… Я снимаюсь сейчас в двух проектах: «Нюхач 3» и «Лучше, чем люди». Если с первым все более-менее понятно, то «Лучше, чем люди», или «Боты», как мы его сокращенно называем, это фантастика, история про роботов. Главную роль, робота Арису, прекрасно играет Паулина Андреева. Я играю не робота, а некоего Сафронова, отца семейства, в которое случайно попал бездомный бот… История интересная, к тому же, то будущее, которое изобретает наша прекрасная и по-настоящему творческая группа во главе с очень талантливым режиссером Андреем Джунковским и оператором Ильей Овсеневым, уникально и незабываемо. Еще бы доработать вторую часть истории и совсем все будет прекрасно. Собственно, этим сейчас и занимаемся.

К сожалению, Ваш браузер не поддерживает этот формат видео.

«Научи меня жить» с 23 ноября на Первом канале.

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    4 − четыре =

    Top