Искусство в Зазеркалье. Летающий дом и самая красивая библиотека мира


От картин до нанотрубок
Несколько дней назад учёные из НАСА представили свою новую разработку — вид зеркал, состоящий из углеродных нанотрубок. Ранее линзы для астрономических телескопов делали по несколько лет, так как их было необходимо идеально отполировать, а один такой объект мог весить несколько десятков килограмм. Теперь благодаря этой инновации зеркала стали легче, проще в изготовлении и в десятки раз дешевле. А это сулит миру науки множество открытий в области астрономии.
А вот открытие в мире истории искусств уже произошло. И оно тоже было связано с зеркалами. Именно ими, по мнению художника Френсиса О’Нила, пользовался при написании своих автопортретов гений Возрождения Рембрандт. Результаты научной работы О’Нила были опубликованы совсем недавно, 13 июля этого года в журнале Journal of Optics.
По мнению исследователя, мастер использовал даже несколько зеркал, два из которых находились напротив друг друга, а одно — изогнутое — висело над ними. Таким образом изображение могло проецироваться прямо на холст или медную пластину. Такие теории учёные выдвигали и ранее, именно поэтому, считают они, кажется, что многие работы эпохи Ренессанса писали левши. 
"Люди обвиняли меня в ревности или в том, что я пытаюсь дискредитировать Рембрандта, но это не так, — говорит О`Нил. — Если вы дадите подобную оптику какому-то человеку, это не сделает его Рембрандтом. Такие вещи заставляют нас смотреть на художников как на учёных".
И правда, оптика и зеркала — вещи, находящиеся на грани науки и искусства. Этот причудливый симбиоз мы и рассмотрим.

Зеркало — дверь в другую реальность? 
— В какой руке ты держишь апельсин? — спросил он.
— В правой, — сказала Алиса.
— Теперь посмотри на ту маленькую девочку в зеркале. А она в какой руке держит апельсин?
Алиса внимательно посмотрела на своё изображение.
— В левой, — отвечала она.
— Как это объяснить? — спросил доктор Доджсон.
Задача была не из лёгких, но Алиса не растерялась.
— Ну а если бы я стояла по ту сторону зеркала, — сказала она, — апельсин ведь был бы у меня в правой руке, правда?

Считается, что этот разговор вдохновил великого детского писателя Льюиса Кэрролла на создание книги "Алиса в Зазеркалье", которая заслужила не меньше читательской любви, чем "Алиса в Стране Чудес". В этой книге главная героиня проходит сквозь зеркало и попадает в волшебную страну Зазеркалья. Там всё наоборот. И всё — благодаря зеркалам. Шахматы оживают, от жажды спасает съеденный сухарик, а чтобы подойти к дому, нужно уходить от него всё дальше.
Льюис Кэрролл, настоящее имя которого Чарльз Лютвидж Доджсон, был не только детским писателем, но ещё и выдающимся математиком. "Алиса в Зазеркалье" — это книга, в которой сплелись мифы, легенды, математические и философские рассуждения о природе зеркала. 
Всё новые открытия совершаются учёными, технический прогресс идёт вперёд, а человек остаётся всё тем же. Нас по-прежнему завораживают зеркала, и порой кажется, что за стеклянной поверхностью действительно есть некий иной мир. Не остаются в стороне дизайнеры и архитекторы, давая волю своему воображению.
Китайская команда дизайнеров xl-muse (Li Xiang, Liu Huan, Fan Chen, Tong Ni-Na) создала библиотеку в Чань Юане, главной темой которой стали вода и мост. Библиотека — это мост в океан книг и, соответственно, в океан разнообразных миров. Эффект воды здесь передан плавными линиями и зеркалами. Главный зал библиотеки кажется на первый взгляд нереальным — овальный свод потолка отражается в зеркальном полу и создаётся ощущение, что вы не стоите на земле, а парите в огромной трубе из книг.

Не менее шокирующее впечатление производит инсталляция "Ясная зона" (Lucid Stead) архитектора и художника Филлипа Смитта (Phillip K Smith III), который фрагментарно покрыл зеркалами 70-летнюю хижину в калифорнийской пустыне. Хижина как бы частично исчезает — возникает ощущение, будто доски и крыша висят в воздухе.
"Ясная зона — место, где можно насладиться тишиной и сменой ритма в пустыне, — рассказывает художник о своём произведении. — Когда вы останавливаетесь и начинаете чувствовать пустыню, хижина начинает раскрываться перед вами".

Пустынный ландшафт идеально подходит для экспериментов с зеркалами. Такой пейзаж легко обманывает глаза и создаёт эффект протяжённости и бесконечности. Этим воспользовался дизайнер Ширин Абединирад (Shirin Abedinirad), построив в иранской пустыне инсталляцию "Вавилонская башня" (Babel Tower), представляющую собой ступенчатую пирамиду.
Каждая её ступень — это зеркальный прямоугольник, который может крутиться по своей оси. Абединирад даёт множество мифических толкований своей инсталляции, он как бы достраивает Вавилонскую башню до неба за счёт его отражения. Помимо этого, он показывает, как разные части, как и люди, говорящие на разных языках, могут вместе создать нечто прекрасное. 

Не забывают дизайнеры и домашние зеркала, которые можно использовать по назначению. Хотя и не всегда. Вот, например, китаец Чоуджи Чанг (Zhoujie Zhang) на Нью-Йоркской неделе дизайна — 2016 представил серию зеркал, имитирующих движение воды.

Поправить причёску перед таким зеркалом не удастся, но зато завораживающие переливы небольших треугольников и правда создают ощущение застывшей волны. Для своих работ Чанг использовал программу 3DS Max, позволяющую создать точную 3D-модель практически любого предмета.
А дизайнер Ален Жиль (Alain Gilles) действительно старается расширить помещение с помощью зеркал, рисуя на них удаляющиеся в перспективу полосы, как бы имитирующие некое пространство по ту сторону.

Это не единственный подобный проект Жиля. До этого дизайнер создал коллекцию MIRROR MIRROR, в которой напротив большого зеркала находилось ещё одно, небольшое, так что в главном зеркале смотрящийся видел два изображения себя. На маленьком зеркале была нарисована чёрная решётка. Таким образом Ален хотел показать, что у всех нас есть сторона, которую нам не хотелось бы никому показывать. Она просто заперта внутри, как будто в маленькой тюрьме.
Не менее глубокий философский смысл несёт в себе серия зеркал "Идентификация личности" (Identity Check), представленная американской студией Стоунфокс (Stonefox) на FOG Design+Art — 2016 в Сан-Франциско.

Зеркала состоят из нескольких частей, расположенных под углом друг к другу так, что отражают разные части помещения. "Стоя в одиночестве под определённым углом к зеркалу, можно увидеть лишь крошечный кусочек себя, — говорят дизайнеры Крис Стоун (Chris Stone) и Дэвид Фокс (David Fox). — Идентификация личности отражает сложный поиск себя, через который в той или иной мере проходил каждый".

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    19 − 7 =

    Top