Илон Маск: запуски SpaceX возобновятся в середине декабря, определена причина взрыва Falcon 9


1 сентября этого года на стартовой площадке взорвалась[1] ракета-носитель Falcon 9. Сразу после этого появилась информация о том, что SpaceX может приостановить полеты на 9-12 месяцев, поскольку причины инцидента нужно будет выяснять и изучать продолжительное время. Через две недели компания заявила о том, что собирается возобновить полеты уже в ноябре. «Мы ожидаем… остановку примерно на три месяца с возобновлением полётов в районе ноября», — заявила[2] Гвинн Шотвелл 13 сентября.

На днях Илон Маск сообщил, что причина взрыва найдена, а полеты, скорее всего, будут возобновлены уже в середине декабря. «Я думаю, что мы выяснили причину случившегося. Самое интересное то, что ничего подобного в ракетостроении пока не случалось», — сказал Маск. Он также рассказал о том, что проблема оказалась действительно сложной — самой сложной из всего, что пришлось решать SpaceX за все время своего существования.

Ракета-носитель Faclon 9 вместе со своим грузом — спутником ценой в $200 млн была уничтожена вследствие серии взрывов на стартовой площадке. Причем ракета взорвалась еще до старта двигателей — в этот день компания проводила плановую проверку всех систем. Запуск должен был состояться через два дня.

Инцидент усложнил жизнь НАСА, поскольку у агентства со SpaceX заключен контракт по доставке грузов на МКС. Соответственно, в этом месяце должен был стартовать корабль с грузом для станции, но этого, по понятным причинам, не случилось. НАСА пришлось передать задание ранее запланированной доставки груза на МКС другой компании, Orbital ATK[3]. Новый пуск должен быть произведен весной следующего года.

SpaceX также должна начать доставку космонавтов на борт орбитальной станции в начале следующего года.

23 сентября компания назвала официальную версию причины взрыва своей ракеты на стартовом столе. Она заключается в трещине в системе подачи разогретого гелия в резервуар с жидким кислородом для наддува, установленного на второй степени ракеты. Правда, тогда представитель SpaceX Декс Торрике-Бартон не уточнил суть проблемы.

Илон Маск в пятницу заявил, что проблема возникла в ходе заправки. Жидкий кислород попал в резервуар второй ступени, охладившись до такой степени, что жидкость перешла в твердую фазу. В итоге все это привело к эффекту домино, отказам ряда систем, ставших причиной взрыва.

На этой неделе компания опубликовала заявление[4], где говорилось о том, что расследование сейчас сфокусировано на изучении одного из трех резервуаров с гелием в кислородном баке. Нагретый гелий использовался для поддержания давления в резервуаре. Компания решила смоделировать ситуацию, проверив контейнеры с гелием, изготовленные из углеродных композитов. Входе тестов аварийную ситуацию действительно удалось повторить.

«Проблема комплексная, она включает в себя жидкий гелий, углеродные композиты и твердый кислород. Кислород настолько охладился, что перешел в твердую фазу», — заявил[5] Маск. К сожалению, руководитель SpaceX не привел технических деталей о воздействии твердого кислорода на углеродные композиты.

В декабре 2015 года компания SpaceX обновила конфигурацию Falcon 9. В системе стали использовать сверх охлаждённый жидкий кислород. По словам разработчиков[6], более низкие температуры делают кислород более плотным, что улучшает тягу. Если гелий был жидким, то это могло привести к дополнительному охлаждению кислорода, который и перешел по этой причине в твердую фазу.

Аварии ракет SpaceX случаются не то, чтобы часто, но и редкими их назвать нельзя. Правда, большинство инцидентов — разрушение возвращаемых ступеней Falcon 9 при посадке. Самая серьезная авария до 1 сентября — взрыв Falcon 9 в воздухе спустя 2 минуты после старта. В результате той катастрофы был утерян груз для МКС.

На прошлой неделе специалисты критиковали SpaceX за план брать на борт команду астронавтов еще до заправки ракеты. Руководство компании заявило о том, что процесс заправки сверх охлаждённым топливом происходит быстро, и поэтому загрузку астронавтов на борт стоит проводить до момента полной заправки ракеты топливом. Противники планов SpaceX заявили, что такой метод «противоречит правилам безопасности, которые работают более 50 лет, как в США, так и за пределами страны».

Представители SpaceX заявили, что изменения в процедуре ликвидируют возможность повторения инцидента, а специальная система доставит космонавтов в безопасное место в случае возникновения проблем ракетой.

Что касается плана запусков Falcon 9, руководство не говорит о точной дате возобновления рейсов на орбиту. Авария повредила стартовый стол площадки LC-40 на мысе Канаверал, который использовался компанией для пусков ракет. SpaceX арендует эту площадку у НАСА. Сейчас обновляется и другая площадка, в Космическом центре Кеннеди.

Тем не менее, Маск заявил о том, что он надеется на возобновление стартов Falcon 9 в середине декабря этого года.

Руководитель конкурента SpaceX, компании Orbital ATK заявил, что НАСА сейчас рассматривает возможность использования ракеты Atlas 5 вместо ракеты Antares. Это позволит увеличить массу полезного груза на 300 килограммов.

Использованны источники

  1. ^ взорвалась (geektimes.ru)
  2. ^ заявила (geektimes.ru)
  3. ^ Orbital ATK (www.orbitalatk.com)
  4. ^ опубликовала заявление (www.spacex.com)
  5. ^ заявил (www.nytimes.com)
  6. ^ По словам разработчиков (www.nytimes.com)
По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    9 + двадцать =

    Top