Блеск и нищета контейнерного быта


 
— Эти стройки достали уже, ей богу! — в униссон возмущаются две пенсионерки, выходящие из крупного торгового центра на севере Москвы. — Шум, гам постоянный. Всё изрыли, вагоны эти. Как будто не район, а поселение беженцев. У нас под окнами тоже строительство, станцию метро делают.
Из дальнейшего разговора с женщинами становится понятно, что причина их возмущения — масштабное строительство в Тимирязевском районе столицы, где к запуску готовят станцию метро "Окружная".
Территория далека от понятия "облагороженная". Полно специализированной техники, в центре стройки возвышается буровая шахтного ствола. Не хватает лишь рабочих, которые досыпают последние минуты перед подъемом в своих "аппратаментах", расположенных в многоэтажном ЖК из вагонов. 
Как это делают в Европе
В Европе уже давно обратили внимание на то, что красивое можно сделать из некрасивого. Главное в этом деле — грамотный дизайнер. Ведь много материалов для строительства здания из контейнеров не нужно. Один из самых известных примеров — гостевой дом за авторством компании Poteet Architects и архитектора Джима Потита (Jim Poteet). Это чудесное небольшое строение сделано из морского контейнера, которых полнов в портовых доках. Внутри он украшен деревянными панелями, а в стенах прорезаны большие окна и сделаны раздвижные двери. Он прекрасно вписывается в окружающий ландшафт и выглядит очень уютно.
 
Не менее известным является Caterpillar House (Дом-гусеница), сделанный из 12 контейнеров архитектором Себастьяном Ирарразавалом (Sebastián Irarrázaval). Дом строился специально для коллекционера искусств, а теперь вошёл в историю архитектуры. Блоки второго этажа резко выдаются вперёд и выглядят, словно глаза гигантского насекомого.
 
Но из контейнеров делаются и куда более прозаичные постройки. Помимо своей небольшой стоимости, например, морские контейнеры ещё и экологически чистые, а также позволяют производить массу дизайнерских экспериментов. В Европе и Америке контейнерные постройки всё чаще используются под небольшие офисы, кафетерии или магазины.
 
 

 

Как это делают в России
Иногда подобные проекты можно увидеть и в Москве. Так, например, чайная "Пуэропорт", находящаяся в парке Горького, в основе своей имеет морской контейнер.
 
Фирменные магазины велосипедов Electra также зачастую собираются из контейнеров, один из них можно увидеть на площади перед парком Музеон.

Вдохновившись примерами европейской архитектурной изобретательности, Лайф решил поинтересоваться у директора по маркетингу компании IMAGINE Estate, Ксении Юрьевой, как смотрят на развитие дизайна блок-контейнеров в России.
 
"Тенденция по вторичному использованию сооружений в России уже есть, не зря появляется ре-девелопмент, когда старым сооружениям даётся совершенно новая концепция. (Винзавод, Дизайн завод "Флакон" . — прим. Лайфа). Я предполагаю, что в ближайшее время будут создаваться некие новые проекты, которые можно будет вторично использовать в другом назначении. Продуктовые палатки, киоски — этого в Москве сейчас очень не хватает. Есть тенденция к развитию этого направления, увеличения этого сегмента рынка за счёт вливания его в единую стилистику города "
Так почему же бытовки для рабочих по-прежнему имеют такой неприглядный вид? Ведь компания-застройщик могла бы получить двойную выгоду, по окончании строительства превращая бытовки в кафетерии и магазины, которых порой так не хватает в новых районах.
Получат ли стильное жилье российские строители? 
Например, российская компания DomBoxx, авторы проекта экологического арт-посёлка в Крыму, предлагают множество уникальных дизайнерских решений сооружений из контейнеров. Но, как мы выяснили, крупные застройщики к ним никогда с подобными заказами не обращались.

— Им нужно быстро и дёшево — вот главный принцип крупных компаний-застройщиков, — комментирует ситуацию представитель компании DomBoxx, Сергей.
Безусловно, отчасти дело действительно в том, что минимальная стоимость стандартной бытовки-контейнера составляет порядка 40 тысяч рублей, в то время как цены на дизайнерские контейнеры компании из Крыма начинаются от 400 тысяч рублей.
— Строительные компании, девелоперы завязаны на получении прибыли от тех проектов, которые они реализовывают, — говорит Ксения Юрьева из IMAGINE Estate. — Девелоперы связаны с госзаказом, так что вопрос о вторичном использовании бытовок — это вопрос о госструктур и малого предпринимательства, которое будет заниматься палатками, кафетериями. Эта связь могла бы превратить город в единое концептуальное пространство, но её пока нет. Поэтому вторичное использование бытовок — проект скорее социальный, чем прибыльный.
Плюсов вторичного использования бытовок не видят и в Москомархитектуре.
— Бытовки рабочих — это временные конструкции, они совершенно стандартные везде, так что тут мы сказать ничего не можем. На данный момент задачи повторного использования бытовок в других целях не стоит. Они находятся за заборами и, кроме рабочих, их никто не видит, — ответила Лайфу секретарь главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова.
Однако иного мнения придерживаются бизнесмены и маркетологи. В этой ситуации они видят не только возможность украсить город, но и улучшить всю систему бизнеса в стране.
— Рано или поздно поднимется вопрос об архитектурной унификации города, который затронет малое предпринимательство, — говорит Ксения Юрьева. — Сейчас такого развития нет. Однако следующим этапом мы должны прийти именно к этому — восстановить цепочку взаимосвязей между правительством и малым предпринимательством. Но, как и когда это будет, — сказать невозможно. Хотя такая система была бы выгодна всем: и правительству, и предпринимателям, и горожанам.

Что думают компании-застройщики?
Директор отдела управления строительством CBRE Михаил Каплун на вопрос, задумываются ли застройщики о преображении и многократном использовании контейнеров, заявил, что большинству застройщиков дизайнерские бытовки не нужны. 
"Касательно тех компаний, с которыми мы сотрудничаем, такой тенденции нет. Сами подумайте, мы отстаём от Европы на 20—40 лет, к тому же, ФЗ-214 (закон об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. — прим. Лайфа) до сих пор не действует. Застройщики будут просто смеяться, если им сейчас предложить делать бытовки дизайнерскими. Может быть, конечно, какой-нибудь питерский застройщик и задумается на эту тему, однако сомневаюсь. Города не требуют, а застройщикам это просто не надо, руки ещё не дошли"
А вот генеральный директор "НДВ-Девелопмент" Александр Швайко придерживается той же позиции:
— Бытовки — это временный объект на стройплощадке, который носит исключительно функциональный характер. Вопрос эстетики здесь малоактуален, ведь такие объекты будут просто убраны после окончания строительства. 
Если же речь идёт о строительстве масштабного и значимого проекта, то вместо обычных бытовок размещаются современные строительные городки, состоящие из контейнеров и обеспеченные инфраструктурой, причём блоки могут устанавливаться друг на друга. То есть это многоразовые объекты, которые кочуют с одной стройплощадки на другую, вновь и вновь используются. Вид у них вполне демократичный, но без излишеств: этого достаточно для решения задач строительного характера.
 
Такого мнения, к великому сожалению всех приверженцев городской эстетики, придерживается большинство фирм-застройщиков. 
Первый заместитель председателя правления Международного общественного фонда "Российский фонд мира" Елена Сутормина призывает застройщиков задуматься о внешнем облике городов:
— Очень хорошая инициатива. Но это огромная нагрузка на бизнес. Особенно если их после строительства использовать не по прямому назначению, а для организации в них летних кафе или шоу-румов. Тут главное — избежать монополии. Должен быть городской заказ, чтобы государство вложило средства, обратиться в Департамент ЖКХ, например. Надо провести слушание в ОП, тем более что скоро будут выборы.
А член Общественной палаты РФ, председатель исполнительного комитета Российского союза налогоплательщиков Артём Кирьянов согласен с тем, что облик бытовок должен больше радовать глаз горожан, однако сомневается в том, что народ это адекватно воспримет:
— Хотелось бы согласиться с тем, что красивое лучше, чем некрасивое. Да, эстетика российской стройки слабо соотносится с западной. Но мы должны быть реалистами — это деньги предпринимателя, а на дополнительные траты в нынешних экономических условиях никто не готов. Тем более эти сооружения из блок-контейнеров придётся охранять силами полиции от вандалов. Поэтому давайте двигаться осторожно — хотя бы красить бытовки строителей в светлые тона раз в сезон.
 
В заключении — ещё немного истории

Считается также, что первый дом из морских контейнеров был построен Филипом Кларком, запатентовавшим эту идею в 1987 году. Хотя и до него подобные постройки возникали то тут, то там и даже были запечатлены в фильме 1985 года Space Rage.
Конечно, стоит признать, что постройка Кларка в эстетическом плане оставляла желать лучшего. Её изображение можно найти на оставшейся благодарным потомкам фотографии, на которой она запечатлена в заснеженном лесу.

История морских контейнеров сравнительно недолгая, а первая постройка из нескольких блок-контейнеров была создана и вовсе тридцать лет тому назад. Вряд ли МакЛейн, а затем и Кларк думали о том, что их идеи родят новое направление в искусстве.
Так что вполне может быть, что уже лет эдак через десять застройщики откажутся от фразы "время — деньги" и вместо железных блоков с синими окнами в наших дворах появятся настоящие произведения искусства.

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    4 + 9 =

    Top