БФМ-2016: Вся жизнь как мультфильм пронеслась перед глазами


Документальная анимация для взрослых на Большом фестивале мультфильмов

С точки зрения обывателя мультфильмы для взрослых непременно содержат сцены насилия и всякое непотребство. Попробуем развеять это предубеждение на примере Большого фестиваля мультфильмов, который 10 дней кряду шел в Москве и закрылся 7 ноября, а теперь поехал по регионам. Фестиваль ежегодно показывает анимационные фильмы – примерно в равном объеме для детей и взрослых, – хотя четкой границы здесь, разумеется нет, просто взрослые мультики порой более драматичны и отсылают к некоторым фактам истории, которые дети могут пока не знать, поднимают острые вопросы, которыми в юном возрасте задаваться не получается в силу отсутствия жизненного опыта. Ну, и юмор, очевидно, другой.

На БФМ такие картины были представлены практически во всех разделах: российской премьерной анимации, в большей степени – в программе победителей различных анимационных смотров и в специальной секции документальной анимации (этот вид анимационного искусства в нашей стране полностью отсутствует). Последняя программа включала в себя четыре блока фильмов – две условно тематические подборки, ретроспективу шведского режиссера Юнаса Оделла и полнометражный фильм «Башня» — самый свежий, только что начавший шествие по фестивалям мира.

В обеих документальных подборках — «Истории людей» и «Вещи говорят» — большая часть фильмов была построена на интервью реальных людей, рассказывающих о пережитом. Любая анимация начинается с записи звука: в данном случае режиссеры записывали воспоминания родственников или других героев. Среди них — британская владелица похоронного бюро («Мамочка»), корейская старушка, вспоминающая, как во время Второй мировой войны подвергалась насилию в японском плену («Ееистория»), пожилая женщина из Аргентины, беременная дочь которой пропала во времена диктатуры («Бабушки»). В одной из картин (номинированной на Оскар) звучит полная боли история человека, чей брат был казнен за преступление, которого он не совершал («Последний день свободы»). Еще в одном удивительном фильме визуализированы мысли немецкой женщины, побывавшей в тюрьме в социалистической Германии («Сломленные»).

Используя реальные голоса, авторы оживляют мир воспоминаний с помощью очень разных техник: от графических карандашных зарисовок до 3d-анимации и ротоскопирования. В последнем случае сначала снимается видео на обычную цифровую камеру, а после монтажа каждый кадр отрисовывается — и документальное кино превращается в анимацию.

Кстати, документальная анимация – не обязательно столь серьезна, не обязательно печальна. В блоке «Вещи говорят» место человеческих лиц и фигур заняли предметы – фотографии, мебель, одежда, – которые тоже могут вести повествование, не хуже людей. Художнику по силам присвоить человеческие голоса любым предметам и даже органам тела: тема разговора диктует образы, и вот уже слово предоставляется антропоморфным гениталиям из фильма «Интимные места» (они смущаются, смеются) и вешалке с платьем, которая притворятся девушкой, рассказывая историю гораздо увлекательнее, чем если бы это была сама обладательница голоса («Маленькие хитрости»).

В большинстве фильмов программы документальной анимации были представлены нарративные истории, однако среди них попадались и яркие поэтические работы, без закадрового голоса – чувственные фильмы, цель которых передать эмоции, разбудить чувства, заставить трепетать внутренний колокольчик. Один из фильмов был смонтирован из полумиллиона фотографий — негативных поистрепавшихся пленок, найденных на свалках, собранный в единый коллаж. Этот фильм показывают, чем наполнена жизнь конкретного места на карте мира («Отходы»). Экспрессивно, дерзко и совершенно бессловесно автор фильма «Анимированная газета» интерпретирует реальные события, произошедшие во Франции в 2015 году при помощи карандаша и красок, раскрашивая и оживляя реальные снимки из реальной газеты «Либерасьон».

В «Черной пленке» автор взял за основу кадры ареста преступника и сделал из этого невероятное танго, в котором полицейский и его жертва совершают стремительные па, кружатся по белому пространству – столько страсти, и ничего вокруг них не существует, не замечается.

Другой фильм без слов «Оргестикуланизм» — рефлексия на тему удивительной возможности человека двигаться. Картину снял режиссер, отец которого после болезни оказался обездвижен и прикован к инвалидному креслу. Мы двигаемся и не думаем, как. Художник изобразил страдания человека, который размышляет о природе движения, хотя сам этой возможности лишен.

Программа «Никогда как в первый раз» подобрана по иному принципу — это документальная анимация одного автора, создателя стокгольмской анимационной студии “FilmTecknarna” Юнаса Оделла. Программа названа по фильму, в котором разные люди делятся воспоминаниями о первом сексуальным опыте. Четыре истории, очень разные по настроению и выполнены в разной художественной технике. По-разному решены и рассказы лжецов из фильма «Ложь». Трое бывших игрозависимых из картины «Я был победителем», наоборот, похожи: все имеют вид типичных персонажей компьютерной онлай-игры в некоей фэнтезийной реальности, и рассказывают о том, как избавлялись от пристрастия к виртуальному миру.

Завершила программу документальной анимации картина «Башня» — полнометражный фильм Кита Мейтланда, скрупулезно реконструирующий события в техасском университете, случившиеся 1 августа 1966 года. В тот день на крышу башни университета поднялся снайпер и начал беспорядочно отстреливать людей, попадающих в его поле зрения. На протяжении 96 минут он держал в заложниках весь кампус, а когда выстрелы смолкли, 16 человек были мертвы, более 30 получили ранения. Фильм, сделанный в технике ротоскопа с включением немногочисленных документальных эпизодов, снятых репортерами в тот день, построен как воспоминания непосредственных участников событий — тех, кто остался в живых (с момента трагедии прошло 50 лет). «Башня» уже получила несколько крупных призов и продолжает шествовать по фестивалям мира.

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    19 − шесть =

    Top