Зоны экономического мейнстрима


10 лет назад в России начали открывать особые экономические зоны. Сегодня мы подводим итоги. Но сначала несколько цифр.
В Бразилии одна ОЭЗ и 123 тыс. рабочих мест. Во Вьетнаме более 300 зон. Количество рабочих мест – 2 млн. Объем иностранных инвестиций в 2011 году – 58 млрд. долларов. В Китае объем внешней торговли только по 5 свободным зонам – 600 млрд. долларов. Это 17% экспорта и 14% импорта всего Китая.
В России стоимость одного рабочего места в ОЭЗ составила 10 млн. рублей. В среднем в каждой из 33 зон работают 10-12 компаний — резидентов. На старте проекту было выделено 29,3 млрд. рублей. Теми деньгами – почти млрд. долларов. Сразу. И это позор.
Во всех странах, где ОЭЗ сегодня успешны, ставка делалась на то, что они станут двигателем экономики. Были сделаны и  соответствующие шаги: обеспечение льготной аренды, щадящее налогообложение, отсутствие таможенных пошлин, а главное – гарантии для иностранных инвесторов-резидентов, получивших возможность свободно получать прибыль и выводить деньги за границу, создавая рабочие места и обеспечивая рынок товарами.
У нас ставку сделали не на развитие экономики, а на моду. Проект продавили законодательно, но бюрократы забыли решить, кто будет его реализовывать. Ведь любой проект требует реальных усилий и результатов, а не просто бумажной отчетности.
Сначала ОЭЗ занималось подразделение Минэкономразвития во главе с Грефом. Потом создали ОАО со 100%-ым госкапиталом. В таком виде все просуществовало до сих пор. Руки успели нагреть все, кто имел отношение к этим зонам за последние 10 лет. Начиная с лоббировавших проект федеральных чиновников и заканчивая региональными князьками, которые осуществляли массированные пиар-кампании под возведение гигантских и никому не нужных промышленных комплексов, пустующих и сегодня.
Были, конечно, и успехи, но сопутствовали они не зонам, а отдельным производственным агломерациям, где были достигнуты договоренности с конкретными производителями. Например, в Калужской области, в Рузском районе Московской области, в Ленинградская области. Приходили иностранные инвесторы и строили свои предприятия. В наших условиях такая модель оказалась наиболее эффективной.
В мировой практике это соответствовало такой точечной зоне, как финская «одинокая звезда» начала 90-х. Тогда правительство создало точечный кластер "Nokia", чтобы переформатировать производство галош на высокотехнологичную продукцию. Все мы знаем, что получилось хорошо.
Эффективность этой модели – известный факт. Научный симпозиум для его установления собирать не нужно было, а хватило бы взгляда по сторонам. Но об этом почему-то никто не говорил. Это было не интересно. А еще и сложно: привлеки инвесторов, высчитай бизнес план, повысь квалификацию работников…
Было интереснее и проще  попасть в мейнстрим, сделать, как во всем прогрессивном мире. Сегодня это "проще" вылезло в колоссальные миллиардные убытки. А ответственных нет. Как всегда.
В СССР это называлось бесхозяйственностью. В наше время это было бы логично назвать общественным преступлением. Но такой формулировки у нас в законодательстве, увы, не существует. Поэтому придется снова повозмущаться, повздыхать и идти дальше —  искать новый проект и выбивать под него бюджетные деньги.
 

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    6 − 1 =

    Top