В поисках своего Цукерберга: в Киеве запускается Центр развития технологических компаний
АВТОР: НИНА ГЛУЩЕНКО
В поисках своего Цукерберга
Материал подготовлен при поддержке «Центра развития технологических компаний» и K.Fund
Украинские программисты трудятся в поте лица, обогащая сферу аутсорса – создавая продукты для иностранных компаний за их бюджеты, по их идеям и техническим заданиям. Успешные продукты, созданные украинцами по происхождению и признанные в мире, появились на свет за границей и у людей, которые сознательную часть жизни провели не в родной системе образования или экономических реалиях. Взять, к примеру, WhatsApp.
В традиционных и наукоемких отраслях, доставшихся Украине в наследство от предыдущего государства, например, космической, не наблюдается стремления к оптимизации производственных процессов и соответствию условиям времени. Это и специфика нашего образования, которое дает мощную теоретическую базу, но мало практических знаний, и менталитета, не готового пока к изобретательству, предпринимательству и рискам, потому что ранее такой потребности не было.
В итоге формируется мнение, что нашим инженерам для создания жизнеспособных проектов надо, во-первых, полностью поменять свое мышление и отталкиваться в нем не от идеи (технологи, гаджета и т.д.), а от запросов рынка, во-вторых, дистанцироваться от любых процессов, которые оттягивают на себя бюджет и время – до тех пор, пока продукт не появится на свет и не порадует своих первых клиентов. Это, например, сопутствующие любой компании вещи – юридические и бухгалтерские вопросы, вопросы, связанные с офисом. Такой идеей руководствовались создатели Technology Companies’ Development Center.
Сначала исследование рынка — затем работа над продуктом, такой бизнес-стратегии будут обучать в КМБШ
Мы пообщались Евгением Саранцовым о том, что из себя будет представлять организация. Technology Companies’ Development Center задумывается как место, где создатели небольших технологических компаний смогут «поселиться» смогут снять офис, получить услуги специалистов в бухгалтерии и юриспруденции, а также доступ к технологиям (быстрый интернет, хостинг, облако Microsoft Azure) с большой скидкой на то время, которое им необходимо для трансформации от стартапа к бизнесу.
По мнению основателей проекта, на первых порах компании надо сосредоточиться на продукте, а не учиться бухгалтерии и прочим премудростям
По словам управляющего партнера Центра, Евгения Саранцова, отказ от привлечения менторов был сознательным.
«Я вспоминаю времена, когда я был ментором. Чему мы только не учили эти стартапы – и маркетингу, и финансам, и бухгалтерии. Но стало понятно, что проще их избавить от лишней информации и дать возможность сконцентрироваться на продукте и клиенте. И не влиять при этом в виде эксперта на их уникальность».
В то же время, Центр нельзя воспринимать как кластер. Кластеры обычно объединяются вокруг определенных задач или общего маркетинга. В планы основателей входит предлагать резидентам сообща решать какие-то реальные задачи реальных клиентов, таким образом и знакомя их с рынком, и обучая взаимодействию с другими проектами (а вот тут уже есть что-то от кластера), и знакомя рынок с командами. Но это не основное направление. Основное – обеспечение базовых потребностей в инфраструктуре, что, по задумке основателей, наилучшим образом подойдет для решения проблем стартаперов в условиях ограниченного доступа к венчурному капиталу.
Конечной целью резидентства, с точки зрения организаторов проекта, является создание достаточно уверенных маленьких компаний, которые можно будет предлагать фондам прямых инвестиций в рамках портфеля.
6-12 месяцев достаточно, чтобы понимать, будет ли компания жизнеспособна
Есть одно небольшое исключение, связанное с портфельными инвестициями. Так как в итоге успешные резиденты будут предлагаться инвесторам в портфеле, некоторые компании из этого портфеля могут не показывать хорошие рыночные показатели, но при этом в сочетании с другими быть чрезвычайно важными, так как они могут работать над важной составляющей для нескольких других компаний из портфеля. Например, разрабатывать технологию, необходимую для внедрения определенной услуги.
Все, что касается управления в сфере технологий, будет реализовываться командой Евгения. Мы в начале пути и хотим сформировать такую модель, которая будет полезна и помогать талантливым ребятам развиваться, воплощать свои мечты в жизнь. Наша инициатива может ускорить развитие страны и послужить примером для других. Понимая это, я принял решение инвестировать в развитие Центра.
Интерес основателей Technology Companies’ Development Center в этом проекте заключается в желании отыскать талантливых выпускников инженерных специальностей, у которых есть жизнеспособные идеи, создать им тепличные условия на первых этапах, чтобы те сосредоточились только на продукте, и в случае успеха проектов (а несмотря на то, что это еще проекты с высокой долей риска, они все равно уже более жизнеспособны, чем стартапы в инкубаторах), получить право инвестировать в уже окрепшие компании.
adv@ain.ua