В подвале храма Христа Спасителя представлены 5 неизвестных картин Кандинского


В галерее «Центр искусств» храма Христа Спасителя в день 150-летия Василия Кандинского открылась первая в России выставка ранних и малоизвестных работ художника.

На выставке представлено всего пять картин знаменитого художника. Но главное — не их количество, а значение. Это ранние полотна Кандинского, написанные с 1903 по 1907 год, в период, когда художник искал себя и только переходил от импрессионизма к абстракции. Вне выставки картины спрятаны в частных российских коллекциях, и это первый раз за много лет, когда у публики есть возможность их увидеть. Коллекционеры — люди непростые и редко отдают свои сокровища на обозрение другим.

Главная гордость выставки — воссоединённый диптих: «Медведь» и «Суета сует». Более ста лет картины находились порознь в частных коллекциях. 

На создание диптиха Кандинского вдохновил русский лубок. Впервые с этой традицией художник познакомился в 1889 году, когда принял участие в научной экспедиции на Север России в Вологодскую губернию. Здесь он увидел русское народное творчество и зодчество. В своих воспоминаниях Кандинский потом писал, что поездка стала для него эстетическим шоком, а сам Север послужил вдохновением. И вплоть до 1910 года художник коллекционировал лубок с сюжетами сказок и былин. Более того, он демонстрировал свою коллекцию в Германии.

Впервые диптих был показан в Мюнхенской галерее в 1912 году. А потом через череду частных коллекций картины были разделены и оказались в Швеции и США. И недавно были куплены отечественным коллекционером.

— Диптих написан гуашью на картоне. Для раннего Кандинского это типично. Очень яркий и геометрический мазок, контрастные цвета. С одной стороны, диптих представляет собой традиционно русский сюжет, а с другой чувствуется влияние Запада, например, сюжет представляющий похороны, — поясняет искусствовед Светлана Затюпа.

Другие три работы — «Улица Рапалло», «Василевское», «Пейзаж с мостом» — были написаны ещё раньше, в 1903 году. К этому моменту Кандинский уже бросил заниматься юридическими науками, оставил учёбу в Московском университете и уехал учиться в Германию. На создание этих работ художника вдохновили французские импрессионисты, чью выставку он посетил ещё в 1895 году. «Пейзаж со стогами» Клода Моне привёл Кандинского в восторг и стал для него эстетическим шоком. Винсент Ван Гог и Поль Гоген, которые любили работать с контрастами, также повлияли на Кандинского. И с этого времени в своих работах он стал развивать то, что увидел у импрессионистов.

Эти три картины Кандинский подарил своей возлюбленной, художнице Габриэле Мюнтер. Они не были официально женаты, но находились в близких отношениях более 14 лет. Габриела посвятила Кандинскому всю свою молодость, а после разрыва с ним прекратила писать. Но в 1903 году они были вместе и много путешествовали. На первой картине изображено место, где пара непосредственно отдыхала — итальянский город Раппало около моря, на второй уже отечественный пейзаж — картина написана в Подмосковье, а третье полотно было написано в Германии.

Гость выставки, писатель Евгений Евтушенко, признался, что для него художник тоже открылся с новой стороны.

— Такого Кандинского я впервые вижу, — сказал Евтушенко.

Выставка продлится до 14 февраля.

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    двадцать + 14 =

    Top