Травма ЕГЭ. Как понять, простить и пережить главный экзамен


Одиннадцатиклассник Андрей Митин, живущий на востоке Москвы, от природы талантлив — отличник, который никогда не был "ботаном", в свои 18 — подающий надежды литератор. Весь учебный год пробные госэкзамены "прорешивал" на 95—98 баллов и не сомневался в том, что и на реальном ЕГЭ по русскому получит не меньше.
Выпускник 2016 года Никита Таут, окна квартиры которого выходят на парк Победы, наоборот, все 11 лет обучения в школе ничего не делал и пробные экзамены едва сдавал на двойки. Не отличавший существительного от прилагательного горе-выпускник надеялся на чудо, которое позволит ему списать. 
Вечером 14 июня оба парня получили результаты. Никита получил 53 балла (это почти оценка 4) и был несказанно счастлив. Вечером он встретился со своими друзьями, чтобы выпить пива, а после — уехал к своей девушке. 
Андрей получил 88 баллов (оценка 5) и, ошарашенный потерей 12 баллов (за сочинение), решил вечером ни с кем не разговаривать. Об успехе, которого не замечает сын, родители узнали от учителей. 
Результаты ЕГЭ не всегда оправдывают надежд: дело не в знаниях. Даже самый умный выпускник может переволноваться и сделать ошибку случайно, а работа может попасть к невнимательному проверяющему или учителю, у которого день не задался. 
Одни отличники, получив низкую оценку, замыкаются, другие — плачут.  Бывает и хуже. 18-летний Алексей Х. считавшийся одним из лучших учеников в своём классе, справился с ЕГЭ, но одного балла для поступления в авиационный институт не хватило. Мечта детства разбилась о его величество случай. В итоге, молодой человек покончил собой. Как предотвратить трагедию и поддержать детей (да, в свои 16 лет большинство выпускников еще дети, с неокрепшей психикой). 

Родительское плечо, которое рядом. Разговор по душам

По словам директора психологического центра "Счастливая семья" Ирины Корчагиной, первая "инстанция помощи" — объятия и беседа, в ходе которой нужно добиться того, чтобы ребенок успокоился.
— Только не ругать! Скажите — "Прорвёмся", это лишь препятствие на пути к поставленной цели. Успокаивайте выпускника — если у вас есть возможность, скажите, что ребёнок пойдёт на платное обучение или "мы поступим в другой вуз, который не хуже". Нельзя говорить: "Я знала, что ты не сможешь!". Важно, чтобы ребенок поверил в свои силы, несмотря на несправедливые оценки, — говорит Корчагина. — При этом не стоит говорить абитуриенту, что он один умный, а все остальные — дураки. Это может выглядеть неправдоподобно — перед нами всё-таки взрослый человек (которому 17—18 лет), а не ученик начальной школы. Плачут не все, поэтому не недооценивайте переживания выпускника, если вы не видите слез.

Отыскать авторитет. Учительская услада

Родитель наверняка знает, кто является у школьника любимым педагогом, — позвоните ему, и, если он согласится, то приведите расстроенного абитуриента на беседу. Как правило, люди, к которым мы проникаемся уважением, имеют особое влияние на нас — в них мы можем найти успокоение, мы можем доверять их интуиции, мнению, а значит, их поддержка очень важна.
В роли авторитета может выступать не только учитель, но и какой-то друг, родственник, который сталкивался со сложностями, несправедливостью, но преодолел это. Нужно обязательно поделиться с ребенком такой историей. Печаль проще утолить, когда ты знаешь, что ты не один.

Забыться в адреналине. Отвлечь выпускника

— Отведите ребенка туда, где он выплеснет эмоции. Нужен спорт или какое-то занятие, связанное с выплеском адреналина, — например, американские горки или скалолазание. Подростку нужно перекрыть одни эмоции другими, ничего поспешно не решать — что бы выпускник ни сделал, в день получения результатов изменить ничего не получится, апелляция ЕГЭ проходит позже. В этот день надо при любом раскладе отдыхать.
Не надо бежать в школу — кричать, ругаться, сразу готовиться идти на апелляцию. На эмоциях такие вещи не решаются. При этом, если ребенок уже успокоился (вы, если нормальный родитель, это поймёте), не бойтесь его отпускать погулять, развеяться с друзьями — они также его отвлекут. Просто до того удостоверьтесь, что выпускник в стабильном состоянии, — отметила Корчагина. — Пить — не стоит. Потому что в стрессовом состоянии мало пить школьник в кругу друзей не будет, а обязательно напьётся так, что спирт будет из ушей литься.

Не заливать горе. Спиртным результаты не исправить

Директор Института наркологического здоровья Олег Зыков, в свою очередь, категорически негативно оценил способ ухода от стресса с помощью алкоголя.
— Когда человек начинает решать свои проблемы с помощью алкоголя, то он открывает себе дорогу к алкоголизму. И начинается всё как раз с первых больших потрясений — спиртное не решает проблем и действительно не освобождает от печалей. От них лечит человеческое общение, любовь, которую выпускник должен найти после мнимого поражения.

Не забывайте, что детали формируют привычку. Нет ничего хорошего в том, что некоторые родители, глядя на своих взрослых детей, которые огорчены, предлагают им "50 грамм". Ребенок запомнит, что, когда страшно или больно, нужно выпить. Так можно вырастить зависимого от алкоголя человека, который "забывается", а потом — когда похмелье или опять морально плохо — вновь напивается.
Сначала употребление алкоголя — инструмент общения (если последнего нет в достаточном объёме дома), потом принятие спиртного суть способ удовлетворения наркозависимости, тогда уже люди пьют в одиночку.

Учесть риски. Решить с учителем, нужна ли апелляция

Учитель года — 2013 и преподаватель информатики Андрей Сиденко уверен, что главная задача педагога — далеко не психологическая помощь.
— Если ребенку совсем плохо, то приводить его в чувства должны профессиональные психологи, специализирующиеся в этих вопросах, однако в центре "помощи" всё же должны стоять родители. Если у ученика есть потребность в разговоре с учителями для того, чтобы прояснить ситуацию с выставленными баллами, то, считаю, учитель должен пойти навстречу. На основе сканированных работ, которые есть в доступе у каждого ученика, он подскажет, стоит ли рисковать и тратить время на "обжалование" результатов. Это реально работающая система, которая позволяет доказать, что ребенка недооценили.
Такого же мнения придерживается и председатель общественно-консультативного совета при Департаменте образования города Москвы Людмила Мясникова, однако, по её мнению, говорить в день оглашения результатов с учителями должен не выпускник, а его родители.
— Я бы попросила педагогов, обучавших ребенка в школе, а также и (если они есть) других учителей посмотреть на работу по ЕГЭ. Чтобы они реально оценили, является ли количество баллов по экзамену недоразумением. При этом я бы точно в первые дни не привлекала бы к этому разговору абитуриента — реальность может быть неприятной.
Со школьником нужно говорить, как со взрослым человеком. Нужно ему объяснить, что неудача — начало взрослой жизни, в которой могут быть ещё большие разочарования. Надо рассказать о невезении и удаче, как бывает, когда человек учит один билет из сорока и ему выпадает тот самый, который он знает. Также нужно рассказать и про обратные ситуации. Разговаривайте спокойно и уверенно, как будто ничего не произошло и, даже если вы расстроились, не показывайте этого чаду. Скажите, что эта неудача в будущем поможет правильнее оценивать победы. Хороший родитель — лучше психолога, который всё-таки чужой человек. На мой взгляд, в день результатов нужно отвести ребёнка просто погулять или в зоопарк — неважно, главное — туда, где он душевно отдохнёт, нужны положительные эмоции.

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    один × один =

    Top