Прокат рассудит: «Ледокол» вышел из кассового дрейфа


Положительный «сарафан» и благожелательные рецензии, похоже, вывели «Ледокол» из кассового дрейфа, хотя сборов «Экипажа» фильму Николая Хомерики не достичь. «Ледокол» идет по стопам «Метро».

Осторожная похвала критиков

1985 год, советский ледокол «Михаил Громов» сталкивается с айсбергом (ему потом дадут милое прозвище «Семен Семеныч») и оказывается зажат антарктическими льдами. На судне неразбериха, «сверху» спускают нового капитана Севченко (Сергей Пускепалис), отстраняя от должности прежнего, молодого и порывистого Петрова (Петр Федоров). Но в советской власти тоже перестановки, и до застрявшего где-то в Антарктике ледокола у чиновников, похоже, нескоро дойдут руки. Экипаж пытается терпеть суровую дисциплину, насаждаемую Севченко, экономит ресурсы, бренчит на гитаре от безделья. Параллельно жены двух капитанов — одна собралась разводиться, вторая, наоборот, ждет ребенка и самоотверженно решает рожать, несмотря на риски — страдают от неведения. Тем временем, «Семен Семеныч» тоже не дремлет.

Отечественные кинокритики картину Николая Хомерики, впервые после камерных драм снявшего «большое» зрительское кино, сдержанно похвалили, отмечая фирменное вниманием режиссера к человеческим отношениям и убедительную драму характеров. Фильм не безуперечен, но обладает чем-то, что совсем не свойственно голливудским фильмам-катастрофам — обаянием советских фильмов про геологов и полярников, теплом их шерстяных свитеров.

Кадр из фильма «Ледокол»

Кадр из фильма «Ледокол»

«Нельзя сказать, что автор не справляется со своими режиссерскими задачами: как раз наоборот — Хомерики отлично работает на своем пятачке, сосредотачиваясь на внутренних, камерных моментах этой истории. Он все так же нашептывает что-то личное актерам на ухо, разливает семейную душевность и делает все то, что у других рецензентов проскальзывает под понятием „теплый ламповый эффект“», — пишет Максим Сухагузов в «Афише». «Несмотря на масштабы и очевидный драматизм, „Ледокол“ кажется фильмом, в первую очередь, невероятно обаятельным и парадоксально-уютным», — солидарен Станислав Ростоцкий на Colta.

Однако есть и немало претензий — к распыленному на множество персонажей сюжету, «неуместным аттракционным вставкам» и побочным линиям капитанских жен. «Сцены обрываются на полуслове, кадры из разных локаций сменяют друг друга все быстрее — будто переключаешь телевизионные каналы в тщетной попытке отыскать что-то интересное. А натыкаешься то на скучный фильм-катастрофу, то на скучный триллер, то на скучную историческую социальную драму — то вдруг на веселую комедию положений с участием Паля и Яценко, которую так хочется досмотреть до конца, но приходит время вновь сменить частоту», — пишет Наталия Григорьева в «Независимой газете».

Киновед Вячеслав Шмыров у себя на личной странице в сети Facebook еще более резок: «Как раз к уровню Голливуда (по части компьютерной графики) фильм очень даже приближается, а вот по части того, чем сильна была советская/российская сценарная, режиссерская и актерская школа, обнаруживает свою полную несостоятельность. Логические провалы в сценарии, трафаретные актерские работы, отсутствие какого-либо психологизма, как и неспособность режиссуры передать наступающее на героев и отупляющее их чувство безвременья, холода и голода. А это уж, извините, прихоть не праздного рецензента, а той сюжетной ситуации, которая заложена в сценарии».

Кадр из фильма «Ледокол»

Кадр из фильма «Ледокол»

Провальный четверг обернулся ростом

Попытка совместить жанр и авторскую драму провалилась: такой поспешный вывод можно было сделать после результатов первого дня проката. Картина, по данным ЕАИС, в четверг собрала всего 11,7 миллионов рублей. После такого старта аналитики прогнозировали ленте Хомерики максимум 90 млн рублей за первый уик-энд — меньше, чем у недавнего «Дуэлянта» Алексея Мизгирева, который стартовал в два раза успешнее (22,7 млн рублей). Уже к вечеру пятницы сборы «Ледокола» начали увеличиваться, а в субботу рост и вовсе составил неожиданные 60%. Первый выходной день принес фильму 45 млн рублей. Почти на таком же уровне фильм отработал и воскресенье. К концу выходных «Ледокол» пришел с общим результатом 118,2 млн рублей (по данным ЕАИС), что оказалось сопоставимо с цифрами другого фильма-катастрофы компании «Профит» — «Метро», который в феврале 2013 года получил за первый уик-энд в России и СНГ 135 млн рублей.

«В целом, фильм продемонстрировал удивительную динамику, потому что четверг, который был для нас печален, показал коэффициент увеличения, сравнимый с мультфильмами и семейными релизами. Это еще раз говорит о том, что „Ледокол“, как хорошая российская драма, он требует раскачки. Он не может сработать сразу. Нужно, чтобы аудитория прониклась, здесь играет роль хороший сарафан. Сложность жанра привела к тому, что есть», — поделился с КиноПоиском генеральный директор кинопрокатной компании «Наше кино» Максим Уханов.

Прокатчик надеялся, что цифры будут выше, однако существующая динамика дает основания предполагать, что зритель поддержит картину и на втором, и на третьем уикенде, уверен Уханов. «Для серьезных драматических российских картин нужен длинный прокат, к сожалению, мы такой системой похвастаться не можем, — говорит он. — Кинотеатры живо реагируют, каждый день и каждый час оценивая, на что идет зритель. Мы рады, что у них хватило силы воли продержаться четверг, пятницу, субботу и они увидели динамику, это их убедило [в потенциале картины]. Потом, зрители постарше идут в кино позже, чем категория 15-25 лет, они приходят во второй, третий уикенд».

Кадр из фильма «Ледокол»

Кадр из фильма «Ледокол»

«Противоречивые ощущения, честно признаюсь, — признался в комментарии КиноПоиску продюсер фильма „Ледокол“ Игорь Толстунов. — С одной стороны, мы были разочарованы четвергом. Но дальнейшее развитие событий шло в позитивном русле. Рост у нас какой-то уникальный. Сейчас сборы 130 млн рублей — конечно, хотелось немного больше, но в целом это вполне нормальный результат».

И Толстунов, и Уханов надеются, что в плане сборов «Ледокол поведет себя как «Метро», показав не самое большое (на 30% по данным «Бюллетеня кинопрокатчика») падение на втором уикенде. «Прогнозы — дело неблагодарное. Рынок меняется, активность коллег прокатчиков играет большую роль, мы не знаем, как отреагируют зрители на следующие премьеры. Должны получить [по итогам проката], наверное, больше 250 [миллионов рублей], а насколько выше будет эта цифра, сказать сложно. Может, доберемся до 300, может, еще чуть выше», — говорит Уханов.

На сайте cinemaplex.ru — как на анонимном форуме, так и в интервью — кинотеатры отмечают рост интереса аудитории к «Ледоколу», местами обгоняющего сиквел «Джека Ричера» по сборам в 1,5 — 2 раза. Однако более возрастная аудитория российского фильма с меньшей вероятностью оставляет деньги в кинобаре, не покупая газировку и попкорн, что для кинотеатров является одним из основных источников дохода.

Кадр из фильма «Ледокол»

Кадр из фильма «Ледокол»

Зрители оказались благосклонны

«Мы следим за отзывами на картину, в том числе и на форумах кинотеатров. Мне это очень приятно сознавать и говорить: люди тепло отзываются о картине и советуют ее посмотреть другим. Фильм посмотрело уже почти полмиллиона зрителей. Мне пока не попадались откровенно отрицательные рецензии», — говорит Толстунов.

На момент публикации статьи у «Ледокола» — высокий для отечественного фильма рейтинг 7,2 балла на КиноПоиске и ни одной отрицательной рецензии, положительных отзывов — почти 90%. Зрители отмечают душевность, отличный кастинг, убедительную актерскую игру, интересных персонажей, качественную графику и драматизм повествования.

Однако во многих рецензиях повторяется одна и та же претензия: зрителю продавали фильм-катастрофу, а на экране — психологическая драма. «Я не увидел там того самого фильма-катастрофы, про который мне рассказывали, — пишет пользователь КиноПоиска valkyrin. — Потому что борьба человека со стихией, воплощенной в громадном айсберге, занимает от силы четверть двухчасового хронометража. И оказывается, что эта самая борьба — вообще даже не главная тема картины, по сути».

Кадр из фильма «Ледокол»

Кадр из фильма «Ледокол»

А мог ли «Ледокол» стать «Экипажем»?

«Ледокол», как справедливо замечают и кинокритики, и зрители, разрывают на части основательный подход Николая Хомерики и необходимость продюсеров отвечать зрительским ожиданиям от жанра, из-за чего кино отлично работает на ностальгических чувствах публики и дает пищу для размышлений о стране и непростом перестроечном времени, однако совершенно теряет возможность стать «Экипажем» Николая Лебедева. Из-за этого «Ледокол» кажется фильмом упущенных возможностей. В нем есть простор для экшна, но авторы зачем-то отворачивают камеры и обрубают острые ситуации на корню. Трюм пробит льдами и его вот-вот затопит? Склейка — все уже починили. Один из главных героев скрылся под водой? Склейка — его уже вытащили.

В те моменты, когда зрителю буквально положено переживать за героев, в «Ледоколе» аудиторию успокаивающе треплют по плечу: все хорошо будет, все спасутся. Это не спойлер: как мы помним, кино основано на реальных событиях, и все участники экспедиции ледокола «Михаил Сомов» действительно были спасены. По-настоящему страшно становится лишь один раз: когда на экране появляется полностью нарисованный на компьютере морской леопард.

При всей монотонности «Ледокол» не лишен очарования: в нем есть живые персонажи, нелепые ситуации, песни группы «Кино», и молчаливый (один из героев еще в первые 10 минут фильма теряет голос), но убедительный броманс летчика Коли Кукушкина (Александр Паль) и одного из матросов, Витали Цимбалистого (Александр Яценко). В моменты, когда их дуэт не способен оживить повествование, на экране появляется не менее прелестный рыжий пес Дюшес. «Ледокол» придется по вкусу тем, кто ностальгирует по тяжеловесному, размеренному советскому кино, в котором персонажам и отношениям между ними уделялось гораздо больше внимания, чем действию.

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    15 − 3 =

    Top