Планшеты умирают. Кто виноват? Что делать?


Спрос на iPhone 7 превысил все разумные пределы: люди готовы переплачивать и стоять в бесконечных очередях, лишь бы получить модель в черном корпусе. С iPad всё не так: презентация пройдет осенью, но ажиотажа нет. Мы разобрались, почему «загибается» рынок планшетов и что его ждёт в ближайшем будущем.

Когда Стив Джобс презентовал первый iPad, за планшетом выстраивались гигантские очереди. Во-первых, людям хотелось первыми попробовать абсолютно новый продукт культовой компании. Во-вторых, аудитории объяснили, зачем им нужен этот гаджет.

В то время (2010 год) диагонали экранов смартфонов редко превышали 3,5 дюйма. 4-дюймовые девайсы уже считались огромными, а 4,3-дюймовые аппараты приравнивались к лопатам. У iPad, в свою очередь, имелся 10-дюймовый сенсорный экран, который, в связке с отличным аккумулятором, обеспечивал комфортное потребление контента. 

По сути, Джобс разграничил предназначение смартфона и планшета. Первый – для звонков, сообщений, музыки и фотографий. Второй – для игр, фильмов, книг и учебы. Шесть лет назад с таким подходом никто не спорил, поэтому спрос на планшеты стабильно рос – подтянулись конкуренты (тот же Samsung), а в Китае моментально запустили производство дешевых 7-дюймовых «таблеток».

Сейчас всё иначе. В декабре 2015 года Strategy Analytics провела исследование и выяснила, что оптимальная диагональ экрана смартфона составляет 5,3 дюйма. За те 10 месяцев, что прошли с момента публикации результатов ресерча, ситуация вряд ли серьезно изменилась. Можно сделать вывод: в эпоху, когда смартфоны выросли в размерах и стали универсальными, планшеты годятся только на роль прикроватного гаджета. Никто не хочет носить сразу два устройства, есть достаточно одного.

Ниже – график продаж iPad с 2013 года. Вспышки – первые кварталы, новогодние распродажи. В целом динамика очевидна: популярность iPad стабильно идет вниз. 

Планшеты умирают. Кто виноват? Что делать?

Разумеется, в крахе планшетов виноваты не только гигантские смартфоны. Есть еще четыре веские причины.

Рынок оказался насыщен 

Смартфоны принято менять примерно раз в год – они изнашиваются, разбиваются, надоедают, подтормаживают и так далее. С планшетами ситуация несколько иная: чаще всего их сразу упаковывают в чехол и носят в сумке. Нет никакой мотивации ежегодно менять старый iPad на новый. Этот тезис подтверждается бессмертием iPad 2 – пользователи массово ходят с устройством 2011 года, потому что оно по-прежнему подходит для браузинга и просмотра кино. Иными словами, планшеты – почти как телевизоры: их обновляют только в том случае, если они приходят в негодность.

Нет собственного ПО

Производители и разработчики почти не занимаются эксклюзивным ПО для планшетов. У Apple ситуация более-менее терпимая (хотя мультиэкранность в iOS для iPad не на высоте), а вот Android-вендоры годами выпускают 10-дюймовые «таблетки» со смартфонным интерфейсом. Приложения просто растягиваются на весь экран – это смотрится нелепо. Android-разработчики вынуждены создавать программы, которые запустятся на любой диагонали, так что у планшетов нет никаких плюсов на фоне смартфонов. Как с этим бороться – непонятно. 

Нет суперхитов

Никто не взрывает рынок планшетов. Прогресс заморозился в 2013 году, когда Apple показала тонкий и легкий iPad Air первого поколения. Сейчас в топовой ценовой категории существуют только iPad Pro (планшет-трансформер) и Surface Pro. Samsung всё еще борется с iPad Air 2, а другие производители перетекли в бюджетный сегмент, поняв, что у них нет ресурсов для конкуренции с Apple и Microsoft. Соответственно, две крупнейшие компании тоже не заинтересованы в рывках (например, в появлении 3D Touch на больших экранах) и спокойно сидят на троне. У той же Apple упало количество продаж планшетов, но за счет дорогого iPad Pro компания повысила среднюю стоимость одного устройства в полтора раза и увеличила общую выручку от продаж iPad (по сравнению с 2015 годом).

Лэптопы вышли на новый уровень

Ноутбуки, которые были успешно похоронены экспертами еще в 2010-м, благополучно пережили эпоху iPad и стали гораздо лучше. В первую очередь, выросло качество экранов – сейчас они крайне четкие и яркие. Второй момент – аккумулятор: редкий ультрабук живет без подзарядки меньше 8-10 часов. Третий аргумент – толщина: лэптопы стали тоньше и легче. При таких вводных у планшетов мало шансов: разумнее взять компактный долгоиграющий ноутбук с привычной физической клавиатурой и полноценной ОС. 

Что будет дальше?

Разумеется, отправлять в могилу рынок планшетов еще очень рано. Он не умер – он сильно замедлился и преобразился. Роста продаж уже точно не будет, зато стоит ждать падения среднего чека. Скорее всего, уже в ближайшие годы планшеты окончательно превратятся в факультативные устройства для потребления контента, поэтому вендоры будут вынуждены идти на уступки и предлагать эти гаджеты по максимально привлекательным ценам. Второй сценарий – революция, сравнимая с выпуском первого iPad. Но пока что этот расклад кажется фантастическим.

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    12 + 18 =

    Top