Первый Уральский фестиваль российского кино: Слово пацанам


Как прошёл большой смотр игрового кино в Екатеринбурге

Кино-Театр.РУ побывал в уральской столице на первом в городе фестивале игрового кино и убедился, что Екатеринбургу его очень не хватало. Российские фильмы вызвали большой зрительский ажиотаж и собирали переполненные залы, что, впрочем, не мудрено — тому способствовала грамотно составленная программа и бесплатные билеты. Рассказываем, какие из конкурсных картин получили всё, а какие — ничего.

Фестиваль фестивалей, ретроспективы, театральный антракт

Удивительное дело, но в Екатеринбурге до сих пор не было своего фестиваля игрового кино. Есть достаточно известный смотр документальных фильмов «Россия». Есть фестиваль-практикум «Кинопроба». А вот форума, на котором можно было бы посмотреть свежие отечественные фильмы, не было. Но в этом году всё изменилось: открылся масштабный форум российских фильмов, предтечей которого выступил другой смотр — онлайн-фестиваль отечественного кино «Дубль дв@», проводимый «Российской газетой». Несмотря на разные способы коммуникации со зрителями, цели у этих фестивалей общие —познакомить людей со знаковыми российскими картинами.

Программным директором Уральского фестиваля стал кинообозреватель «РГ» Валерий Кичин, и надо заметить, что программа у него получилась мощная. Поскольку смотр задумывался не как фестиваль премьер, а как фестиваль фестивалей, на нём можно было увидеть все сливки отечественного кинопроизводства за последние два года и, конечно, картины, которые ещё не выходили в прокат и до сих пор представляют интерес для фестивальных скаутов: например, «После тебя» Анны Матисон и «Ученик» Кирилла Серебренникова. Были в программе и ретроспективные показы — «Мать» Глеба Панфилова, фильмы Андрея Тарковского, Александра Митты, неизвестные работы Владимира Мотыля и необычные ленты Эльдара Рязанова.

Отдохнуть от кино можно было на «Театральном антракте» в музейно-выставочном «Ельцин-Центре», где на большом экране показывали записи спектаклей в жанре мюзикла, который одинаково легко адаптируется как к сцене, так и к кино. Помимо тщательных реконструкций «Поющих под дождём» и «Звуков музыки» в постановке продюсерской компании «Стейдж Энтертейнмент», здесь показали мюзикл-легенду — «Норд-Ост». Безотносительно связанной с ним ужасной трагедии, а также его художественных достоинств и недостатков (закрадывается неожиданная мысль, что драматургия «Двух капитанов» Вениамина Каверина, лёгших в основу спектакля, сильно напоминает латиноамериканские сериалы) приходится констатировать: прикоснуться к истории — невероятное ощущение.

Россия в «Коробке» — частное пионерское хорошего мальчика

Впрочем, пора поговорить о самих фильмах, точнее — о победителях.

Гран-при Первого Уральского фестиваля, а также приз Гильдии киноведов и кинокритиков забрала «Коробка» Эдуарда Бордукова. Как рассказывает сам Бордуков, он пришёл в кино «с улицы», из спорта — и это заметно по тому, как его фильм накачан нешуточным адреналином, который можно получить разве что от просмотра валидольного футбольного матча. Собственно, «Коробка» и рассказывает о таком матче, проходящем, правда, не на огромной арене, а в пространстве дворовой «коробки» между жителями микрорайона разных национальностей, условно русской и условно кавказской молодежью.

Разумеется, «Коробка» — это макет современной России, где сильна ксенофобия и неприязнь к чужим. Но из любого национального конфликта есть выход — в этом смысле у фильма крайне гуманистичный и нужный посыл. А ещё у него захватывающая операторская работа — футбольные поединки в закрытом пространстве сняты просто выдающимся образом (за что оператора Павла Емелина наградили соответствующим призом).

Быть может, кого-то удивит такой «попсовый» выбор жюри, но не стоит забывать, что его председатель Владимир Меньшов — лауреат «Оскара» и в хорошем мейнстриме знает толк. Сами же создатели «Коробки» таким решением были бесконечно удивлены и не переставали повторять, что делали зрительский, а не фестивальный фильм.

Приз за лучшую режиссуру получил Михаил Местецкий за «Тряпичный союз», и тут всё закономерно. «Тряпсоюз» — чистая манифестация режиссёрского стиля, даром, что ещё и хорошее поколенческое кино.

Приз за лучшую мужскую роль достался Алексею Гуськову, украсившему «Находку», — пожалуй, самом слабом фильме конкурсной программы. Награда же за лучшую женскую роль отошла Нанули Сараджишвили, чья игра скрасила непритязательную, но всё равно славную комедию «Тэли и Толи» про осетинско-грузинскую границу и дружбу народов на одном отдельно взятом пятачке.

Приз за лучший дебют, а также спецприз «Российской газеты» вручили фильму «Его дочь» Татьяны Эверстовой — якутской драме про девочку, которая живёт в сельпо с бабушкой и дедушкой, очень сильно чувствует связь с духом отца и вообще с духами предков. Неспешное (на экране практически ничего не происходит) кино про невыносимую лёгкость и бренность бытия.

Спецприз жюри с формулировкой «За инновационное художественное решение актуальной политической темы» достался «Наследникам» Владимира Хотиненко. С формулировкой не поспоришь: очень дискуссионное кино, даром, что действие происходит на съёмках реалити-шоу, в рамках которого историк, иеромонах, политолог, певица, детский врач и патриот старорежимной закалки спорят о наследии преподобного Сергия Радонежского, судьбах России и своём месте в ней.

Наконец, приз зрительских симпатий ушёл «Частному пионерскому-2» с Семёном Трескуновым — молодой и восходящей звездой отечественного кино. Несмотря на несколько смущающее своей атавистичностью название и тему, картина про пионеров оказалась отличным детским кино. Кстати, с Трескуновым на фестивале был ещё одни фильм — триумфатор последнего «Кинотавра» «Хороший мальчик» Оксаны Карас.

Было ощущение, что именно ему отдадут зрители свои симпатии, так как это настоящее оружие массового поражения. Кино будто бы из другой кинематографической вселенной — мира Джона Хьюза. С одной стороны, эта картина наследник «Курьера» и «Плюмбума», с другой — какое-то обескураживающе свежее зрелище, такое, что обязательно хочется ещё.

Инопланетные «Птички», Безруков-Барышников и мучительный «Ученик»

Некоторые из фильмов конкурсной программы, к сожалению, были обделены наградами: например, «Городские птички» Юлии Белой — истории про трёх подружек, которые тоже как будто бы пришли из другой реальности, — мира «200 сигарет» и им подобных молодёжных американских комедий вместе с hyperlink — гиперссылочной драматургией. На фоне остального российского кино «Птички» вместе с «Хорошим мальчиком» смотрятся настоящими инопланетянами.

Неоднозначное впечатление оставила драма «После тебя» с Сергеем Безруковым в роли травмированного премьера балета. По сюжету: «Чёрный лебедь» встречает «Одержимость» и «Бёрдмэна» (последнего в большей степени). Снято, конечно, не одним кадром, но планы долгие, как у Эммануэля Любецки, — чувствуются амбиции режиссера, но Матисон их как будто стесняется. Безруков в роли условного Барышникова (вместо условного Пушкина-Есенина-Высоцкого-Христа) действительно хорош — может быть, потому что играет разоблачительную пародию на самого себя? Картина поднимает много непростых тем — недооценённого гения, отцовства, того, что мы оставляем после себя.
Подробнее о фильмы мы писали летом с «Кинотавра».

Что касается ленты «Память осени» Андрея Соколова, то она напрашивается на сравнения как с чеховским «Вишнёвым садом», так и с фильмом «Август. Округ Осейдж» по пьесе Трэйси Леттса. Как и Леттс, Соколов — актёр по профессии, поэтому делает очень актёрское кино, устраивая бенефис Инне Чуриковой и другим артистам. А вот пустяковая с виду картина «Джокер» Александра Каурых как раз снята по ранним рассказам Чехова. Получилась легкая и ненавязчивая, крайне обаятельная и очень смешная лента.

В конце упомянем, что больше всего на фестивале разочаровало социальное и политическое кино. Всегда раздражает, когда люди упрощают очень сложные проблемы, чтобы сделать их более наглядными. Этим, например, грешит «Побег из Москвабада» — фильм-близнец хорошего сериала «Салам Масква». Сценарий фильма написал Юсуп Разыков, которому не впервой обращается к теме гастарбайтеров. В центре внимания оказываются УФМС, Мигранты, Спецназ, Коррупция, Любовь, Смерть. Причём именно так — всё с большой буквы. «Побег» — социально ответственное, но достаточно прямолинейное кино, как, скажем, и «Дурак» Юрия Быкова: много широких мазков, лобовых приёмов, телевизионных междометий. Режиссёр картины Дарья Полторацкая до этого снимала сериалы на главных федеральных каналах. Вот этот телеязык и огорчает больше всего: чтобы зритель всё понял, по нему лупят из гаубиц доходчивых метафор.

Также обескуражил и фильм закрытия — «Ученик» Кирилла Серебренникова по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. Поскольку Серебренников — режиссёр талантливый, да и актёры у него хорошие, смотрится всё на одном дыхании. Но при всём при этом материал повергает в ужас. Какое-то запредельное мракобесие: мир делится на два цвета — либо чёрное, либо белое; либо религия, либо наука; либо крест, либо презерватив на морковке. И главная ошибка (если не ошибка, а специальный ход, то это ещё страшнее) — в позиционирование главной героини, которую играет Виктория Исакова. По сюжету она якобы олицетворение здравого смысла, но на самом деле интеллектом не блещет. Получается, что фильм о противостояние религиозного фанатика и нервной биологини — и это, конечно, странная коллизия. Но воинствующим атеистам типа Ричарда Докинза должно понравиться. Все остальные, мягко говоря, будут в недоумении.

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    12 − три =

    Top