Новая Москва: ещё одно Бирюлёво или Сити вашей мечты?


Проект Новой Москвы критикуют уже не первый год, причём как покупатели дешёвого жилья, так и девелоперы. Лайф #Дом разобрался, что стало причиной критики и почему у присоединённых территорий с каждым годом всё больше шансов стать Новым Бирюлёво, а не вторым Сити.
"Совок" в новой упаковке
На дворе стоял 2012 год, история Новой Москвы только начиналась. Тогда планировалось, что она решит вопрос с нехваткой места в "старой" Москве и разгрузит её за счёт переноса административного аппарата из центра, создания инновационных проектов и миллиона новых рабочих мест. Она должна была стать не просто местом продажи дешёвых квадратных метров, а переосмыслением всей городской периферии, воплотить в себе всё то, чего не получилось в своё время у подмосковных городов-спутников.

Почему рабочие места в Новой Москве не выдерживают конкуренции с Москвой старой? Потому что главная ставка сделана на строительство офисов, рассчитанных на то, что со временем их заполнят арендаторы, имеющие свой маленький или средний бизнес. Однако на фоне кризиса аренды в старой Москве подобный сценарий создания рабочих мест выглядит не слишком убедительно.
Ещё одна проблема — часть рабочих мест в Новой Москве имеет временный статус. Как правило, это вакансии в строительном секторе. И если советские города-спутники создавались вокруг крупных промышленных предприятий, то сегодня на местах вынуждены создавать производства, чтобы продать жильё. Это такие уже реализованные и планируемые к реализации проекты, как "Индиго" (4000 раб. мест), "Комсити" (40 000 раб. мест), "К2" (6000 раб. мест), "Фудсити" (20 000 раб. мест), "АДЦ" (76 400 раб. мест) и Рублёво-Архангельское, где, ни много ни мало, заявлено 100 000 раб. мест. Правда, на официальном сайте "Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы" информации о том, что представляют из себя эти "высокооплачиваемые" рабочие места, нет.
Лайф позвонил в Департамент развития новых территорий города Москвы и попросил комментарий у пресс-секретаря руководителя департамента Владимира Жидкина. Андрей Барковский, в свою очередь, сказал, что "часть этих рабочих мест уже существует", однако никакой конкретики относительно специфики этих мест от него добиться не удалось. 
Жизнь за МКАДом с московской пропиской
Ещё одна история про рабочие места была связана с надеждами на инновационные и научные кластеры. Предполагалось, что именно они станут точками притяжения жителей Новой Москвы. Однако сегодня развитие задуманных проектов требует куда больших инвестиций, чем планировалось в 2012 году.
Если верить официальному сайту Новой Москвы, то только в июне 2016 года застройщики сдали 240 тысяч квадратных метров жилья (и планируют довести эту цифру до 1 млн. в первом полугодии).
Глава департамента развития новых территорий Владимир Жидкин в интервью относительно будущего Новой Москвы заявил: "Всё-таки новые территории — это не Москва в традиционном понимании. У "новой" Москвы будет своя особенность — она будет состоять из моногородов". Также Жидкин добавил, что территория не будет конкурировать со "старой" по плотности населения, и через двадцать лет на ней будет проживать порядка 1,5 миллиона человек.

Как бы то ни было, сегодня тезис о том, что Новая Москва разгрузит старую и создаст на новых территориях рабочие места не хуже, чем в пределах МКАДа, звучит более чем сомнительно. Подавляющее большинство жителей новых районов продолжают ездить на работу в Москву, тратя на дорогу немалое количество времени и сил.
Получается, что они одновременно и живут, и не живут в Москве: формально у них московская прописка, но на работу они добираются точно так же, как и другие жители Подмосковья. Сами же присоединённые территории всё больше напоминают гигантские выселки, бескрайние спальные районы, единственное преимущество которых — дешёвое жильё. Об этом, в частности, говорил в своём прошлогоднем исследовании, сделанном специально для Московского урбанистического форума "Как построить Новую Москву", искусствовед и архитектурный критик Григорий Ревзин:
— Так
 или иначе, идеалом развития Новой Москвы оказалось воспроизводство советского спального района, и, таким образом, Новая Москва, 
по сути, превратилась в расширение московской периферии, — сказал он.
Неоправданные ожидания и застройка по принципу КОТ
Спустя четыре года после присоединения новых территорий сценарии относительно будущего Новой Москвы разделились: одни считают, что она станет ещё одним Бирюлёво площадью 148 гектар, другие видят в ней потенциал для создания моногородов нового типа, способных стать идеальной моделью городского развития для всей России.
Мы решили узнать у экспертов, какой сценарий сегодня выглядит наиболее реальным.
По словам пресс-секретаря Департамента развития новых территорий Андрея Барковского, решение о том, что Москва будет развиваться как комплекс моногородов, уже принято, и большие надежды в плане создания высокотехнологичных рабочих мест сегодня возлагаются на инвесторов. Хотя последние сегодня по-прежнему предпочитают вкладывать деньги в строительство жилья, нежели в развитие промышленных территорий.
За сценарий развития Новой Москвы как отдельного региона, а не части столицы, высказывались и в КБ "Стрелка". В интервью порталу "Мослента" от 29 января 2016 года старший консультант КБ Розалия Тарновецкая отметила, что на современном этапе целью развития Новой Москвы может стать идея создания нового регионального стандарта для развития городов по всей России. Лайф попытался узнать, в чём сегодня заключается этот стандарт, однако в КБ "Стрелка" отказались отвечать на вопрос.
А вот по словам заслуженного архитектора республики Татарстан и одного из разработчиков Генплана Новой Москвы, проектировщика жилых комплексов "Андерсен" и "Остров Эрин" Валерия Манукяна, сегодня основная проблема Новой Москвы в том, что девелоперы не хотят вкладывать деньги в малоэтажную застройку.
Вместо этого они лоббируют максимальную этажность проектов, застраивая, таким образом, целые кварталы, которые фактически окружают город внутри МКАД стеной. И если сейчас не ограничить этажность застройки в Новой Москве хотя бы цифрой "12", то в будущем есть риск получить перенаселённую городскую зону и проблемы с транспортом, а также потерять все вложенные деньги.

— Новая Москва застраивается по принципу КОТ (комплексное освоение территорий — прим. Лайф). А комплексная застройка — это полностью проект девелопера. Всё остальное — это крупные проекты застройки, потенциально увеличивающие нагрузку на транспортную инфраструктуру, — говорит Манукян.
Что касается продажи жилой недвижимости, то ситуация также оставляет желать лучшего. Вице-Президент Московской гильдии риэлторов Константин Апрелев, считает, что ожидания как инвесторов, так и покупателей жилья в Новой Москве не оправдались. Главная причина разочарования — транспортное развитие и строительство инфраструктуры явно отстают от темпов возведения жилья. По словам Апрелева, "цены на квартиры в новостройках Новой Москвы сегодня почти не отличаются от цен в городах Подмосковья, находящихся на таком же расстоянии от Москвы. Несмотря на высокие ожидания, рынок сделал выбор не в пользу Новой Москвы".
— Сегодня жильё в Новой Москве покупают в основном в расчёте на развитие социальной инфраструктуры. Ключевая надежда, что дети в семье появятся позже, чем первые школы и детские сады на территории ЖК, — отвечает Константин Апрелев.
Моногород или Новое Бирюлёво?
В любом случае, говорить о том, что Новая Москва превратится в цепь моногородов и, в конце концов, станет примером  для городского развития в регионах или окончательно закрепится в статусе Нового Бирюлёво размером в 148 тысяч гектаров, пока не представляется возможным.
Равно как и ожидать развития сценария 2012 года, когда планировалось создать на новых территориях 1 миллион рабочих мест и обеспечить жильём 2 миллиона человек. Масштаб присоединённых территорий, а вместе с ними и проблем, оказался слишком велик, чтобы  избежать критики и быть решённым в кратчайшие сроки.

Ещё одна неочевидная, но существенная проблема — у рядового потребителя и потенциального покупателя нет сложившегося образа Новой Москвы как места, где можно было бы жить долго и счастливо. Современная экономика предполагает продажу эмоций посредством товаров. Вы покупаете не хлеб и квартиру, а здоровье и долгую счастливую жизнь.
В этом плане отсутствие внятного цельного образа присоединённых территорий видится явным просчётом. Когда мы произносим "Алые Паруса" или "Башня Федерация", в голове мгновенно возникает картинка и целый ряд ассоциаций, связанных с этими местами. Про Новую Москву ничего подобного пока сказать нельзя. Не добавляет ясности и логотип, разработанный студией "Апостол" осенью прошлого года.

Вероятно, оба вышеозначенных сценария не будут реализованы в полной мере, обстоятельства снова изменятся и придётся принимать новые решения для живущих в Новой Москве людей, построенных там миллионов квадратных метров жилья и территорий, зарезервированных под огромные индустриальные парки.

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    19 − пятнадцать =

    Top