Made in Britain: 10 фильмов фестиваля «Новое британское кино»


Сегодня в Москве начинается XVII фестиваль «Новое британское кино». КиноПоиск посмотрел представленные на нем художественные фильмы и выбрал те, которые нельзя пропустить.

КиноПоиск — официальный партнер фестиваля «Новое британское кино». Смотр пройдет с 26 октября по 6 ноября в 19 городах России. Полное расписание фильмов можно найти на сайте смотра.

Made in Britain: 10 фильмов фестиваля «Новое британское кино»
Самый титулованный фильм фестиваля — картина 80-летнего певца британского соцреализма Кена Лоуча, завоевавшая Гран-при в Каннах. Главный герой — 59-летний столяр, заработавший инфаркт на работе, кроме которой ничего в жизни и не видел. Система здравоохранения загоняет Дэниела Блейка в безвыходную ситуацию. Чтобы получать помощь, он должен продолжать работать. Но каждый день на производстве может стать для него последним. Союзницей героя становится Кэйти, молодая мать-одиночка, у которой проблем еще больше. Мрака, холода и нечистот в этой картине не меньше, чем в самом отчаянном авторском кино из России, но в стиле Кена Лоуча есть определяющее понятие, недоступное многим из его коллег. Это понятие — воля к жизни. «Я, Дэниел Блейк» — это своего рода британский «Ледокол», твердый призыв гуманизировать все, что забюрократизировано, и убрать знак равенства между человеческим достоинством и местом в системе.

Made in Britain: 10 фильмов фестиваля «Новое британское кино»

История девушки, которая мечтает писать детские книги, но вынуждена копаться в земле в саду — и еще не понимает, что это одно и то же. Главную героиню играет Джессика Браун-Финдли («Аббатство Даунтон»), ее соседа — Эндрю Скотт (Мориарти из «Шерлока»), а старого ворчливого купидона — Том Уилкинсон, и всего этого достаточно, чтобы аттестовать фильм как новую «Амели». Так, оно, наверное, и есть, но не забывайте об акценте. «Фантастическая любовь и где ее найти» — гимн британской женственности, которая так похожа на английский язык, сочетающий логику с воображением, а иронию с прямотой.

Made in Britain: 10 фильмов фестиваля «Новое британское кино»

Любой кинофестиваль должен держать в обойме и душераздирающую драму, и сладкоголосую оду жизни. Так что оппозицию мрачному старцу Кену Лоучу в этом году составляет юная дебютантка Рэйчел Тьюннард. Ее «Навыки взрослой жизни» — идеальный фильм для всех, кто таял от «Джуно», оценил обиженную критиками «Детку» с Кирой Найтли и следил за приключениями «Девочек» Лины Данэм на канале HBO.

Главной героине — парализованной страхом перед жизнью девушке — скоро исполнится 30, но она до сих пор не может прыгнуть из семейного гнезда. Каждый кадр фильма упрямо толкает ее к свободе, а сами авторы в шутку называют картину «„Рокки“ без бокса». Нам более уместной кажется аналогия с «Хотел бы я быть здесь» Зака Браффа — американской трагикомедией о боли роста, посвященной мужчинам. Ну а идея с «пальчиковым кино» (героиня то и дело снимает любительские фильмы со своими пальцами в главных ролях) — замечательная находка, украсившая бы любую из лент Мишеля Гондри.

На нью-йоркском фестивале Tribeca картина получила приз имени Норы Эфрон, вручаемый лучшим женщинам-режиссерам. Покойная Эфрон была сценаристом «Когда Гарри встретил Салли» и постановщиком «Вам письмо». На фестивале вы сможете убедиться, что дело ее живет.

Made in Britain: 10 фильмов фестиваля «Новое британское кино»
Трагикомедия о том, что иногда, чтобы развеять сомнения в ценности жизни, нужно заодно развеять прах друга. Герой-весельчак, перед тем как отправиться на тот свет, оставляет двум лучшим подругам инструкцию-квест — кремировать его, упаковать во что-нибудь приличное и взять с собой в дорожное приключение. Из всего этого получается лучший фильм о паломничестве со времен австралийских «Троп» и американского «Пути». Но если те картины были преисполнены мученического героизма, то в британской версии условная дорога к храму больше похожа на веселые старты. На Международном кинофестивале в Одессе эту фильм, больше похожий на своеобразную экранизацию похорон Хита Леджера, удостоили гран-при — а уж одесситы в юморе понимают.

Made in Britain: 10 фильмов фестиваля «Новое британское кино»

«Война против всех» — место встречи «Плохого лейтенанта» с «Типа крутыми легавыми». Кровавый цинизм Абеля Феррары и нежный британский абсурд тут сливаются в что-то совершенно невообразимое. Это фильм-безобразие, фильм-хохма и фильм-стыдоба: над некоторыми шутками стесняешься смеяться даже в темном зале. Швед Александр Скарсгаард (каким-то образом вобравший в себя все лучшее от Брэда Питта и Райана Гослинга) и американец мексиканских кровей Майкл Пенья играют коррумпированных полицейских, ввязавшихся в аферу всей своей жизни. Их любящим проводником в ад выступает режиссер Джон Макдонах, которого часто путают с братом Мартином. Но с ними как с Кристофером и Джонтананом Ноланом: ошибиться нестрашно. Джон — постановщик «Голгофы» и «Однажды в Ирландии». Мартин — театральный драматург, снявший «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов». В «Войне против всех» в избытке психопатов, область залегания на дно находится в Нью-Мехико, до Голгофы доползут не все, а хулиганского ирландского духа не меньше, чем в «Святых из Бундока».

Made in Britain: 10 фильмов фестиваля «Новое британское кино»

Комедия об обездвиженном британском старике-актере (Брайан Кокс) и окрыленной венгерской сиделке-актрисе (Коко Кониг). А еще о разнице между английскими выражениями care about и care for. Легче всего окрестить этот фильм переплывшими через Ла-Манш «Неприкасаемыми» (которые «1+1»), но лейтмотив здесь, кажется, немного другой. Юная иммигрантка надеется стать театральной актрисой, а герой, сам того не понимая, дает ей уроки. Так что фильм — о проекциях надежд и о том, что в современном мире именно мечты, а не узкие джинсы, стирают грань между мужским и женским. А может, это история о чем-то другом? Спросить об этом можно будет лично на встрече шотландского актера Брайана Кокса со зрителями в Московской школе кино 30 октября. Командор ордена Британской империи прочитает лекцию «От Троцкого к Кутузову: путь актера». Начало встречи — в 14.00.

Made in Britain: 10 фильмов фестиваля «Новое британское кино»

Основанная на реальных событиях (хотя кажется, что скоро эта формулировка в военном кино утратит смысл) история о покушении двух храбрецов из Сопротивления на фашистского генерала Рейнхарда Гейдриха. По сути, та же «Операция «Валькирия», но спланированная с британским педантизмом и осуществленная Киллианом Мерфи и звездой сериала «Крах» Джейми Дорнаном. Совместное производство Чехии, Франции и Великобритании, как ни странно, не оставило в фильме социально-политических акцентов. Та же «Игра в имитацию» пыталась внушить зрителю куда больше спорных мыслей о войне. Вместо подковерных игр фильм сосредотачивается на зрелище — а точнее, на противостоянии мужских характеров и героике обреченных действий. Не что чтобы кино, которое нельзя пропускать — но очень достойный сюжет.

Made in Britain: 10 фильмов фестиваля «Новое британское кино»

Страх зрелости и очарование старостью — генеральные темы современного западного кино (от фильмов Паоло Соррентино до сериала «Развод»), и «Покидая Блэкпул» — весомый британский вклад в общее дело. Герои картины — решивший свести счеты с жизнью старик (Тимоти Сполл — предатель Питер Петтигрю в «Гарри Поттере») и девушка в беде (Джуно Темпл из «Винила»). Разумеется, он и она познакомятся случайно. Разумеется, эта встреча перевернет все с ног на голову. Типичная «санденсовская» история — но от таких фильмов, особенно когда они так искренне сняты, очень трудно устать.

Made in Britain: 10 фильмов фестиваля «Новое британское кино»

Экранизация одноименного романа-мистерии (авторство приписывают то австрийской баронессе, то немецкому журналисту, то азербайджанскому историку) с кинематографическим потенциалом. Действие происходит на Кавказе накануне, во время и после Первой мировой войны. Герои — азербайджанец и грузинка, мусульманин и христианка. Объединяет возлюбленных лишь принадлежность к аристократии и желание нести ответственность за судьбы своих стран. Фильм международный — одним из исполнительных продюсеров, например, значится, Лейла Алиева, дочь президента Азербайджана, — но британская кинематографическая традиция задает восточным страстям четкие рамки. Поэтому тем, кто оценил «Искупление» Джо Райта, понравится и «Али и Нино».

Еще один отважный дебют в полном метре, участвовавший в этом году в фестивале в Торонто. Режиссер Хоуп Диксон Лич не так давно сняла пронзительную короткометражку «Утреннее эхо», в которой семья справляет в октябре фальшивое Рождество для тяжелобольной младшей дочери. А затем наступает настоящий сочельник и выясняется, что все живы, но всем от этого только хуже. На этот раз режиссер масштабировала очень похожую историю о воссоединении травмированной семьи в полный метр — и сняла его так, что «Это всего лишь конец света» Ксавье Долана превращается в сладкий «Ла-Ла Лэнд

». Этот фильм болен депрессией, и легко может заразить зрителя — но может и помочь выработать перед ней иммунитет.

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    4 × 3 =

    Top