«Кубо. Легенда о самурае»: Кукольное чудо в японском стиле


Кукольное чудо в японском стиле

Мальчик Кубо живет без отца и ухаживает за почти лишившейся рассудка матерью. В моменты просветления мама рассказывает сыну сказки про славного героя, самурая, а мальчик затем в городе на базарной площади показывает представления с участием фигурок оригами. И эта странная жизнь кажется почти нормальной, пока однажды, нарушив материнский запрет, он не задерживается в городе до темноты.

Происходит страшное. За Кубо приходят две злобные фурии: они готовы уже утащить мальчика в свое царство, но на помощь является мать, которая также оказывается существом волшебным и могущественным. Увы, зло невозможно остановить вовсе: теперь, чтобы спастись, мальчику нужно совершить трудное путешествие в компании строгой обезьяны и огромного жука-самурая, который не помнит своего прошлого. В этом путешествии Кубо предстоит собрать по частям самурайские доспехи, сразиться с лунным драконом, познакомиться со своим дедом, совершить плаванье на корабле из листьев, победить в схватке с огромным скелетом и пережить много других приключений, которые не по плечу маленькому мальчику, чтобы обрести недетскую мудрость.

«Кубо» — фильм вообще не очень детский в нынешнем понимании этого слова. В нем немало страшных и напряженных моментов, да и общий смысл может оказаться трудным для юных зрителей. Вроде бы это история про любовь, которая, в конечном итоге, все побеждает. Но любовь эта такого высочайшего образца, таким мощным зарядом всепрощения она обладает, что принять подобное послание сможет отнюдь не каждый зритель. А еще «Кубо» — фильм о принятии смерти близких, которое предстает в этой истории как длинный и сложный путь через опустошенные долины и темные пещеры, через сражение с монстрами и сложение песен.

Яркий, невероятно красивый, увлекательный, наполненный приключениями, моментами очень смешной и где-то невероятно пронзительный, «Кубо» удивительным образом сочетает в себе свойства коммерческой анимации и совершеннейшую артхаусность, странность, причудливость и даже где-то диковатость. Здесь необычны персонажи – огромного жука и ворчливую обезьяну вряд ли назовешь милыми, — слишком запутаны и отчасти даже невразумительны сюжетные коллизии, а финал только с очень большой натяжкой можно назвать счастливым.

Мультфильм настолько выделяется на фоне прокатной коммерческой мультипликации, что не понятно даже, с чем его сравнивать. Да и не нужно, пожалуй. Сравнивать. Глядя на «Кубо», мгновенно понимаешь, что этот фильм сразу и навсегда вошел в историю анимации, окончательно стерев множество границ, которые разделяли пространство анимационного мира. Не только границу между артхаусом и коммерческим кино, которая в последние годы все больше в анимации размывается за счет успеха странных сериальных проектов вроде «Времени приключений», деятельности студии Pixar и других событий. Вторая граница, об исчезновении которой свидетельствует «Кубо» — это рамка технологий: этот фильм – один из самых блестящих технологических опытов, настолько невероятных, что ловкость рук уже невозможно отличить от настоящего волшебства.

Похоже, именно к этому эффекту и стремилась создавшая «Кубо» студия Laika, которая уже почти 20 лет подвизается на почве кукольного кино. История студии более чем занимательна: она выросла из компании одного из самых блестящих пластилинщиков в истории анимации – Вилла Винтона, привлекшего к своему производству хороших инвесторов, в том числе компанию Nike. Владелец компании – Фил Найт – сделал существенные инвестиции и поставил во главе своего сына Трэвиса Найта, который запустил полнометражное анимационное производство, для начала с Генри Селиком в качестве режиссера. Первым фильмом новообразованной студии Laika стала «Коралина в стране кошмаров». Далее – «Паранорман» и «Семейка монстров». И вот, наконец, «Кубо» — режиссерский дебют самого Трэвиса Найта.

Одна из инноваций студии состоит в том, что они используют «замещающую» лицевую анимацию. В отличие от обычной кукольной анимации, в которой все движение (в том числе и мимика) формируется путем изменения подвижных деталей куклы, Laika буквально заменяет персонажам одно лицо на другое, создавая таким образом иллюзию смены выражений. Эту технологию они использовали, начиная с «Коралины», проблема, однако, заключалась в том, что сделать и раскрасить 207 000 лиц (а именно столько их было в «Коралине») – это очень объемная работа. Для того, чтобы решить эту проблему, Laika перешли на технологию цветной 3D печати – и теперь ни в чем себе не отказывают. Так что в «Кубо» использовалось 48 миллионов выражений лиц.

Размах у студии Laika вообще необычайный. Например, одна из использованных в фильме кукол в два с половиной раза превышает по росту человека и имеет размах рук почти 7 метров (предположительно это самая большая кукла в истории анимации, однако организовываться с книгой рекордов Гиннеса студия не стала: слишком дорого и хлопотно).

А крылья злобных теток главного героя скроены каждое из 183 «перьев», которые сложены в специальные подвижные конструкции. Но все эти цифры – ничто перед невероятными трудозатратами, которые были положены на фильм, где опытный глаз может подметить столько тончайшего, сложнейшего, изощренного, того, что почти даже и не будет заметно широкому зрителю, но создаст невероятный, магический эффект выхода за пределы кукольной анимации в привычном понимании этого термина. В сущности, студии удалось достичь всего того, за что зритель любит CGI (компьютерную анимацию), сохранив то, чем ценна анимация кукольная.

Ради одного этого чуда поклонникам анимационного кино стоит пойти в кинотеатры. Ну а там уж, можно ручаться, фильм произведет впечатление. Не факт, что хорошее: «Кубо» — это несомненно кино не для всех. Но однозначно незабываемое.

«Кубо. Легенда о самурае» в прокате с 20 октября.

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    два × 1 =

    Top