Феминистка, либерал и многодетная мама: что мы знаем о «светском раввине» Дельфин Орвиллер


Феминистка, либерал и многодетная мама: что мы знаем о "светском раввине" Дельфин Орвиллер

Дельфин Орвиллер

45-летняя Дельфин Орвиллер — одна из трех женщин-раввинов во Франции — появилась на обложке одного из январских номеров французского Elle и дала изданию интервью, в котором рассказала о своем отношении к религии, о роли женщины в ней и своих либеральных, реформистских и феминистских взглядах. Собрали все самое интересное об этой умной, красивой и удивительной женщине.

Дельфин Орвиллер

Семья и происхождение

Дельфин Орвиллер родилась и выросла во французском городе Нанси. Она росла в традиционной семье: ее отец был главой Конгрегации, мать была учительницей. Дед по отцовской линии происходил из региона Эльзас-Лотарингия, а бабушка и дедушка по маминой линии были выходцами из Трансильвании и пережили холокост (они оба потеряли своих первых супругов и детей во время войны, а познакомились в концлагере и поженились после окончания войны).

В детстве я слышала два еврейских рассказа: с эльзасской стороны — историю спасения евреев праведниками разных национальностей, с трансильванской стороны — историю о кровожадной расправе со стороны «других». Мне нужно было найти свою идентичность между этими двумя мнениями: тем, которое рассматривает иудаизм как «благословение», — из-за моего эльзасского деда, который доверял «другим», или тем, который видел иудаизм как «проклятие», — из-за опыта семьи моей матери,

— делится Дельфин.

Дельфин Орвиллер

Ее дед по отцовской линии также был директором местной школы во Франции, и всякий раз, прежде чем в нее войти, он снимал с головы кипу.

Школа — это храм Французской Республики, мой дед в это верил, поэтому он считал, что туда нельзя входить с религиозными атрибутами. Он относился к Республике, которой был обязан жизнью, практически как к религии,

— вспоминала она.

Незадолго до его смерти, когда Дельфин было 15 лет, она вступила с ним в спор по поводу ношения девочками-мусульманками паранджи в школах. По его мнению, их следовало запретить, чтобы девочки думали не только о своем происхождении.

Для меня это было нарушением свободы,

— делится Орвиллер.

Дельфин Орвиллер

Образование

В детстве ее отправили в единственную местную синагогу, ортодоксальную конгрегацию, риторика которой о женщинах и еврейском отличии, включая намек на «определенное еврейское превосходство», не очень ей нравилась. Она чувствовала, что Писанием манипулируют или неправильно его истолковывают: с юных лет она понимала, что «официальное прочтение текстов прячет в себе что-то еще».

Думаю, что если бы я не верила в это, то просто ушла бы из синагоги. Но я всегда знала, что слова могут нести в себе что-то кроме того, как их истолковывали,

— говорит Дельфин.

Дельфин Орвиллер

В возрасте 17 лет она переехала в Иерусалим, где поступила в Еврейский университет и стала изучать медицину.

Переехав в Израиль, Дельфин успела поработать и моделью. Правда, делала она это вынужденно: ей нужны были деньги, чтобы оплатить учебу. Она не боялась браться за любую работу — подрабатывала официанткой и была продавцом одежды.

К моему сожалению, существует много людей, которым трудно принять тот факт, что есть женщины с высокой степенью компетенции и большим авторитетом, поэтому они в первую очередь говорят о ее внешнем виде, ее способности к соблазнению. Интерес к моему прошлому — это навязчивая идея. Кто-то даже удосужился написать «модель» на моей странице в Википедии, хотя я всегда ее удаляю,

— говорит Орвиллер.

В университете она проучилась всего год, но продолжила проводить медицинские исследования в больнице в Хадассе.

Через несколько лет она вернулась в Париж и стала работать журналисткой на телеканале France 2. Во Франции Орвиллер хотела продолжить обучение и пойти изучать Гемару, но никак не могла найти подходящие учебные заведения.

Их двери передо мной были закрыты, потому что я женщина,

— говорит она.

Дельфин Орвиллер

Но ей подсказали, что в Нью-Йорке есть смешанные иешивы, где могут обучаться как мужчины, так и женщины, и в 2002 году она переехала в Нью-Йорк, где в течение восьми месяцев училась в Иешива-университете.

Я хотела найти тот иудаизм, который соответствовал бы истории. Для меня непостижимо, что каждый раз, когда я пыталась жить в соответствии с ценностями, в которые я верю, — достоинство, справедливость и равенство, — меня отвергали. В Нью-Йорке я нашла тот иудаизм, который меня устроил. Когда один раввин-реформист сказал мне: «Знаешь, учитывая тот путь, через который ты прошла, ты должна быть раввином», я расхохоталась. Но он не шутил, и я поняла, что это возможно,

— вспоминает Дельфин.

Дельфин Орвиллер

Женщина-раввин

Из США она вернулась во Францию, где вот уже почти 12 лет является раввином в самой большой синагоге в 15-м округе Парижа. В ней раввинами служат как мужчины, так и женщины. Вообще в иудаизме раввинами могут быть только мужчины, но реформистское течение, последовательницей которого является Дельфин, допускает и женщин.

В синагогу к Дельфин приходят как евреи, так и люди других вероисповеданий, — она всех принимает с распростертыми объятьями.

Дельфин Орвиллер

Именно Дельфин проводила службы на похоронах политика Симоны Вейль, модельера Сони Рикель, психиатра и колумниста сатирического журнала Charlie Hebdo Эльзы Кайят, убитой в результате теракта, и других известных французских женщин.

В 2009 году Дельфин стала главным редактором ежеквартального журнала Tenou’a, издаваемого ассоциацией представителей либерального движения Франции. Также она организовала курсы по изучению Талмуда. Ее лекции пользуются популярностью — на занятия к Дельфин приходят сотни людей. Она открыто говорит о том, что волнует общество, включая такие важные вопросы, как однополые браки, гомосексуальность, патриархат, выступает за равноправие полов и говорит, что придерживается идей феминизма.

Дельфин Орвиллер

Дельфин Орвиллер пишет книги. В прошлом году она выпустила книгу «Размышления об антисемитском вопросе», в которой подняла проблему антисемитизма, и наглядно показала, в чем различие между этим понятием и расизмом.

Расизм выражается главным образом в презрении к тому, кто отличается от тебя, в чувстве превосходства по отношению к человеку с другим цветом кожи или лицом, низшему существу, в то время как антисемит испытывает чувство неполноценности по отношению к еврею и обвиняет его во всем, что, по его мнению, было отнято у него: экономическая и политическая власть, контроль и сила. Ревность и чувство неполноценности становятся ненавистью и отвержением, — считает Орвиллер.

Дельфин Орвиллер

В своей книге, которую она представила в прошлом году в Тель-Авиве, она также обращается к эссе Жан-Поля Сартра «Размышления о еврейском вопросе» и работам других авторов.

Написаны сотни книг, в которых антисемитизм рассматривается с различных точек зрения: психологической, социальной, исторической. Я решила специально исследовать различные интерпретации антисемитизма в Талмуде и Мидраше. Я изучала, как в определенные исторические моменты вспыхивала эта ненависть. Антисемитизм возникал всякий раз, когда в обществе появлялся раскол: социальный, экономический или связанный с идентичностью, — и тогда люди всегда указывали на евреев как на виновников всего этого,

— объясняла она.

Дельфин Орвиллер

Она также пишет о связи между антисемитизмом и ненавистью к женщинам.

Удивительно осознавать, что на протяжении многих лет евреев и женщин обвиняли в одних и тех же «грехах»: они истеричны, любят власть и деньги. Начиная со Средних веков ведьмы или образованные женщины описываются так же, как и евреи, их изображают в самых жестоких карикатурах: длинный нос, скрюченные пальцы, хитрый взгляд. В каждую историческую эпоху евреям приписывали женские черты как оскорбление: когда социалист-еврей Леон Блюм впервые стал премьер-министром Франции в 1936 году, писали, что у него был визгливый девчачий голос. Во время так называемых протестов «желтых жилетов» появились плакаты с надписью «Макрон — еврейская шлюха»,

— говорит Дельфин.

Дельфин Орвиллер

В 2015 году, примерно через три недели после теракта в редакции журнала Charlie Hebdo, независимая газета Le Nouvel Economiste назвала Дельфин Руководителем года, что ее очень удивило. Тогда она сказала, что не имеет понятия, почему ее так назвали. Темой торжественной церемонии награждения стала свобода слова, и Дельфин, выйдя на сцену, произнесла полную юмора речь о религиозных учениях, заставив зал смеяться и аплодировать. Она приводила примеры из Библии и говорила, что религиозные тексты не следует воспринимать буквально: например, беременность 89-летней Сары, скитание евреев по пустыне в течение 40 лет, хотя их место назначения находилось всего в нескольких километрах.

Дельфин Орвиллер из-за ее либеральных и прогрессивных взглядов называют «светским раввином». Сама она считает такое определение противоречивым, но говорит, что в чем-то ей это близко.

Дельфин Орвиллер

Личная жизнь

Дельфин Орвиллер замужем — ее супруг Ариэль Вайль является мэром четвертого округа Парижа.

Ариэль Вайль
Ариэль Вайль

Дельфин и Ариэль воспитывают троих детей. Муж Орвиллер, судя по всему, увлекается фотографией — у него в инстаграме много фото городских зарисовок. А вот личных снимков в нем нет совсем.

Сама Дельфин ведет твиттер, фейсбук и инстаграм. В последнем она, правда, не слишком активничает, а вот первые два обновляет регулярно.

Дельфин Орвиллер
Дельфин Орвиллер

По теме: ( из рубрики Звезды )

Оставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*

18 − пятнадцать =

Top