«Это всего лишь конец света»: Сборная Франции по кино в шестом фильме Ксавье Долана


Гран-При Каннского кинофестиваля

Тихий писатель и драматург Луи (Гаспар Улиель), покинувший родных двенадцать лет назад и достигший с тех пор какой-то славы, возвращается на малую родину, чтобы сообщить семье пренеприятнейшее известие: он болен, он умирает. Дома его встречают живущая прошлым мать-вдова (Натали Бай), старший брат Антуан (Венсан Кассель), супруга его Катрин (Марион Котийяр), никогда не видевшая Луи, а также младшая сестра Сюзанн (Леа Сейду), желающая сбежать из этого места к любым чертям. Эффектное сообщение о смерти приходится отложить ради воспоминаний, семейных разборок и секунд близости с полузабытыми родственниками.

Луи мало говорит — и «Это всего лишь конец света», наверно, первый фильм молодого канадца Ксавье Долана, где главный герой не оказывается несмолкающим рупором велеречивого и обаятельного максимализма. Демонстративно «взрослеет» режиссер и в других компонентах: снова берет за основу пьесу (Жан-Люка Лагарса), а не пишет сценарий сам, снимает длинные диалоги тягучими восьмерками, приглушает цвета, почти избавляется от навязчивого рапида — в общем, всячески демонстрирует, что его почерк больше не плод любви телеканала MTV и французской «новой волны». Прошлое, впрочем, дает о себе знать: периодически в повествование с криками Hello, it’s me врываются клипы-флэшбеки, где на мгновение воцаряется привычный Ксавье — со слоу-мо и эмоциональностью.

Столкновение стилей более чем показательное: для Долана «Конец света» такой же рубежный фильм, как для Луи важна встреча с родными. После вручения Гран-При Каннского кинофестиваля критики набросились на фильм едва ли не с кулаками: многих раздражающий молодой выскочка, самовлюбленный любимец Канн, чуть не расплакавшийся, когда «И все же Лоранс» запихнули в «Особый взгляд» и оставили без призов, кажется, взял количеством — наградили, чтобы отстал. Адская кухня решений жюри мировых кинофестивалей — отдельная тема, но «Конец света» еще и не лучший фильм режиссера, который после «урока» с «Лорансом» сделал два фильма «посерьезнее». В «Томе на ферме» он впервые попробовал экранизировать пьесу, в «Мамочке» повторил трюк «Я убил свою маму», но более сдержанно — публика оценила. «Это всего лишь конец света» оказывается пиком борьбы конъюнктуры и самости (кто-то скажет — безвкусицы), и наибольший интерес представляет, скорее, как виток режиссерской эволюции, нежели самостоятельный фильм. Многие обратили внимание на вновь звучащий конфликт с матерью — рефреном, кочующий у Долана из ленты в ленту, но акцент вовсе не на нем. Конфликт, каким он должен быть в разговорной семейной драме, тут будто вырезан маникюрными ножницами. Луи мало говорит, Долан мало показывает — говорят родственники, зрители додумывают в меру собственных приоритетов и вкусов.

С таким задником канадский режиссер показывает то, что он, в общем-то, и умеет лучше всего — драматургию нерва, разыгранную субъективно выписанными персонажами (Кассель, в частности, играет очень обидчивого работника завода). Для этого ему достаточно крупных планов, а не летающих в воздухе тряпок или мрачной акварели кукурузного поля. И сам Долан, все-таки пускающий в дело хит дискотеки 2000-х Dragostea Din Tei и подзабытую аэробику, это осознает. Поэтому в виртуозно разыгранном и срежиссированном финале, когда все всё понимают без слов и начинают биться в истерике за три минуты до того, как взрывная волна накрывает зрителя, Долан не может удержаться от дурацкой, неуместной сценки с мертвой птичкой. После финального кадра «Это всего лишь конец света» режиссер должен начать новую жизнь, а это для него — маленькая смерть, поэтому он так сдержанно, хоть и не без позы, попрощался со старым домом, с неизменными домочадцами — со всеми своими призраками.

«Это всего лишь конец света» в прокате с 20 октября.

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    4 × пять =

    Top