Археологи вскрыли огромную сеть морской торговли теслами в древней Полинезии


Археологи из Университета Квинсленда (Австралия) проанализировали химический состав и происхождение древних полинезийских тесел из дефицитного в этом регионе базальта. При этом они обнаружили следы широкой торговой сети, по которой такие предметы распространялись на тысячи километров начиная с XIII века. Соответствующая статья опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Базальтовые тёсла играли большую роль в жизни полинезийцев, живших на островах, лишенных металлов. С помощью тесел делались каноэ, расчищался для земледелия лес и изготавливались предметы из дерева, включая скульптуры. Однако камень нужного для них качества был достаточно редок: он не встречался на коралловых атоллах, которых так много в этой части мира. Проанализировав десятки образцов таких орудий с разных островов Восточной Полинезии, авторы работы пришли к выводу, что все они происходят из небольшого количества каменоломен, и по химическому составу всегда можно узнать, откуда было получено именно это орудие. Как выяснилось, начиная с 1 200 года нашей эры и до начала европейской колонизации эти тесла очень широко перевозились – некоторые найдены на расстоянии до 2 400 километров от места добычи камня, из которого их сделали.
По мнению авторов, это говорит не только о сознательном характере последней волны полинезийской колонизации (она началась именно в XIII веке нашей эры), но и о широкой сети торговли на огромные расстояния, существовавшей в ту эпоху среди полинезийцев. На данный момент в научном сообществе все еще нет однозначной точки зрения на то, были ли плавания жителей Океании того времени сознательными или случайными. Иногда, по аналогии со средневековым мореплаванием в других частях Земли, открытия полинезийцев пытаются объяснить случайностью – штормом, унесшим невольных первооткрывателей на большое расстояние от дома. Обнаружение систематической торговли и перевозки каменных орудий на значительные дистанции скорее говорит в пользу повседневности дальних плаваний для этого региона. В этом случае сценарий преднамеренной колонизации островов выглядит более соответствующим известным фактам.

В других частях мира в то же время не было принято совершать путешествия на тысячи километров в открытом океане и вне видимости берега. Не только европейские, но куда более умелые китайские мореплаватели всеми силами старались избегать таких переходов. Одной из причин этого было отсутствие среди моряков сбалансированного питания (что вело к огромной смертности) и низкая скорость европейских судов. Кроме того, и европейские и китайские моряки, как правило, не умели плавать, что для жителей Океании было совершенно нетипично. Полинезийские катамараны из-за более высокого конструктивного совершенства могли перемещаться значительно быстрее (на несколько сот километров в сутки) и из-за высокой остойчивости имели меньший шанс погибнуть в шторм. К тому же, полинезийцы, если верить их фольклору, отправляясь в дальнее плавание имели с собой запас семян и клубней для посадки. Растительная пища и отсутствие солонины позволяли им избегать цинги, от которой умерли миллионы европейских моряков Нового времени. Все это делало дальние морские походы жителей Океании куда более безопасными, что существенно облегчало колонизацию отдалённых островов.

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    12 − 11 =

    Top