«Девушки в любви»: почему 20-летние не знают, что делать со своей жизнью


— Как меня зовут?
— Да я забыла. А меня?
— Света?
— Нет.
— Наташа. Наташенька.
— А ты себя называл "неисправимый романтик".
— Точно. Мы ведь там и познакомились. 
С этого пьяного диалога, предшествующего сексу, начинается спектакль "Девушки в любви". Одноимённую пьесу три года назад написала ученица Николая Коляды Ирина Васьковская, регулярно попадающая в топы лучших молодых драматургов. Спектакль стал режиссёрским дебютом для Алисы Кретовой — актрисы из костяка брусникинцев — труппы учеников Дмитрия Брусникина, которые уже пятый год лихо раскачивают столичную театральную жизнь.

Режиссёром Алиса стала случайно. В прошлом декабре мастер Брусникин неожиданно скинул на почту Кретовой и её четырём коллегам пьесу Васьковской, попросил поразмышлять над произведением, а затем собрал всех на читку.
— Я опоздала на два часа, — рассказывает Алиса. — Прилетела на последние две сцены. Звоню Брусникину:
— Я задерживаюсь, не ждите.
— А он такой: давай cюда, как же мы без тебя.
Я ещё тогда призадумалась, а что эта фраза: "как же мы без тебя" – значит. Приехала, мастер говорит:
— Ну что, Алиса, кого играть хочешь?
— Боюсь, что тут никого сыграть не смогу, не моё.
— Ну тогда ставить будешь!
Вот так вот и стала режиссёром, точнее, "не отказалась им стать".

Хотя, чего уж тут, новую "роль" Алиса получила вовсе не случайно. Ещё во время учебы в школе-студии МХАТ нордическая блондинка любила поспорить с педагогами-режиссёрами, отстаивала своё видение сцены, накопила наработки. 
"У Алисы всегда это было, если бы, например, меня попросили поставить что-то, то я бы испугалась и не смогла, да и вряд ли кто-то из наших (брусникинцев. – Прим. Лайфа) потянул бы такое"
А Кретова потянула. Хотя признаётся, что сначала ей пьеса совсем не понравилась.
— Как читателю и зрителю мне всегда важно, чтобы произведение давало ответ, подсказку, что делать. Обычно я сразу вникаю в текст, тут же потребовалось время, чтобы въехать, разобраться, понять и принять героев. 

Героев в спектакле четверо. Зритель видит их в двух временных вселенных — "было" и "стало", которые разделяют три года. При этом действие постоянно перемещается между "было" и "стало" и зритель не знает, что же такое произошло за эти три года, а видит только изменения. Главной героине — Варе (её играет роковая Яна Енжаева) — сначала 23 года, после — 26. Варя из воодушевлённой девушки превращается в вялую, любящую выпить девицу, которая ничем толком не занимается. Только и ждёт, когда "любимый мужик" вернётся с Севера (и привезёт ей тюленя в подарок). А пока регулярно заглядывает за стенку к соседу Коле (очень точное актёрское попадание Алексея Любимова). Сосед Коля тоже парень мутный: спит с Варей, но любит при этом вроде как свою сожительницу Катю. Катя — из той же оперы, непонятно чем занимается и непонятно чего хочет.

Вот эта потерянность и объединяет героев, которые в общем-то случайные люди в жизни друг друга. Несмотря на молодость эти ребята уже угасли, заглохли, так и не начав толком движение. И друг с другом они не потому, что любят, а затем, чтобы не быть одним. И Катя, и её бойфренд Митя (одна из лучших ролей Алексея Мартынова), с которым она знакомится в начале истории и который потом уезжает — очевидно, чтобы не париться, — на Север, где всё чётко и понятно, и Катя с Колей — ничего не знают и не понимают о самих себе. Чего уж тут говорить о способности понять другого.
Так и живут, опираясь, как говорит режиссёр Кретова, на социальные подпорки: у девушки обязательно должен быть мужик, мужик, в свою очередь, должен зарабатывать бабло, быть главным в отношениях, и если надо, как следует ей залепить. 
"Когда я поняла, что хотела сказать драматург, в чём тут тема, всё встало на свои места. Многие ведь, и мужчины, и женщины, живут так – вроде всё как надо, всё как у всех, а несчастны. И не знают, что с этим делать"
— Мне эта тема самоисследования очень близка, — продолжает Алиса. — Я сама долгое время дрейфовала по жизни, не понимала, что делать. Поэтому я всегда за то, чтобы человек попытался понять, задумался. Мне бы, конечно, хотелось, чтобы спектакль зрителя в эту строну подтолкнул. 
Главным инструментом для "подталкивания" Кретова сделала текст пьесы, который оставила вообще без изменений. Важность слова подчёркивает и аскетичное пространство спектакля — простые белый стол и диван и свободное пространство вокруг них. На заднике периодически включается видеоряд с голубями да рыбками. Звучит напрягающий, под стать ситуации, низкий гул. Актёры при этом не то что играют, а скорее произносят текст, без надрыва, без страсти. 
— В моём случае всё определяет тема. Я взяла текст, разобрала, поняла для себя всё и исходя из этого выстроила спектакль, — рассказывает режиссёр Кретова. — Информационный посыл превыше всего, он определяет форму, и неважно, какой тут язык — высокий или низкий. Многие боялись, что я уйду в бытовуху: там в тексте есть для этого простор, много ремарок — но я постоянно фокусировалась на основной теме и не позволяла себе уйти в сторону.

"Девушки в любви" — важная победа для брусникинцев. Во-первых, труппа с недавних пор базируется в театре "Практика" и важно было с ходу укрепить свои позиции (билеты разлетелись за месяц до премьеры, когда спектакль ещё только собирался). Во-вторых, "Девушек по любви" поставили сами ребята, мастер Брусникин практически не вмешивался в процесс, дав Кретовой в полной мере реализовать свой потенциал. И Алисе новая роль пришлась по вкусу. То ли ещё будет.
Следующие показы спектакля "Девушки в любви" намечены на осень. Билеты появятся на официальном сайте "Практики".

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    один + один =

    Top