Спецслужбы Казахстана ищут «цветных революционеров»


В оружейном магазине "Паллада" на проспекте Алии Молдагуловой в Актобе царит горе: коллеги и горожане прощаются с молодым парнем — продавцом Андреем Максименко. Гроб с его телом сначала стоял в магазине, но, когда народ стал прибывать, его вынесли на улицу. Люди подходили, складывали цветы к ограде магазина и замирали в своих мыслях. Во дворе соседнего дома № 12 в это же время прощались с пенсионером Николаем Онищенко. Оба погибли 5 июня от пуль боевиков, которые напали на Актобе: Андрей в тот момент стоял за прилавком с оружием, а Николай Иванович, на свою беду, парковал машину около магазина.

На импровизированном траурном митинге аким города Бекбол Сагын сказал слова соболезнования родным погибших и пообещал, что такая трагедия больше не повторится. Похоже, мэр сам не очень в это верил: митинг и похоронные процессии сопровождал отряд полицейских в бронежилетах и с оружием.

Люди уже не знают, кому верить. Утром над Актобе опять кружили военные вертолёты, а по телевизору председатель Комитета национальной безопасности (КНБ) Казахстана Владимир Жумаканов бодро докладывал президенту страны Нурсултану Назарбаеву о том, что 8 июня в 8 часов утра неизвестные боевики из белой Lada обстреляли охрану пионерского лагеря "Акбобек" в Актобе. К лагерю сразу же стянули отряд военных, подогнали тяжёлую технику, устроили укрепления из мешков с песком.
А ещё через 40 минут после этого доклада официальные представители МВД Казахстана объявили, что никакого обстрела не было — мол, это были звуки неисправного автомобиля, которые бдительные граждане и приняли за выстрелы. 
От греха подальше из Актюбинской области эвакуировали все детские лагеря — их там 10. Это и государственные, и частные. Всех воспитанников и гостей лагерей отправили по домам. Временно закрыты городские детские сады и Алгинский детдом.
По всему Казахстану на 40 суток введен "жёлтый уровень" террористической опасности. Лучше всего это заметно в Актобе: все подъезды к городу перекрыты блокпостами, где проток автомобилей прогоняют через "бутылочные горлышки" — КПП с защитными заграждениями из мешков с песком. Рядом припаркованы военные КамАЗы и бронетранспортёры. В салоны машин заглядывают солдаты Национальной гвардии в брониках и с автоматами наперевес, некоторые автомобили они останавливают и тщательно досматривают.

В самом Актобе военных меньше, но при входе во все государственные административные здания, на вокзал и в парк выставлены вооружённые полицейские.
У горожан теперь есть только одна тема для разговоров: кто, зачем и почему. Перед входом на железнодорожный вокзал собирается небольшая толпа: люди всматриваются в ориентировки на террористов, которые спецслужбы расклеили уже по всему городу. На бумажках — десять молодых парней. Сейчас их ищут не только силовики, но и просто неравнодушные люди. Спецслужбы уже объявили награду в 5 млн тенге (примерно 1 млн российских рублей) за достоверные сведения о местах, где скрываются бандиты. Со всей страны в полицию идут звонки о том, что в автобусе или на улице видели похожего человека, но эти подозрения пока не подтверждаются — силовикам удалось задержать только одного предполагаемого участника нападения на Актобе. 
— Ликвидировано 13 человек, ранено 4, ещё 20 человек были установлены и допрошены. В настоящее время разыскиваются ещё шесть человек. Двигаются они двумя группами, и один отдельно от них. Нам известно, что сейчас они находятся в Актобе, — отрапортовал в среду президенту Казахстана глава КНБ.
5 июня боевики приехали в Актобе на городской маршрутке № 1, которую захватили на проспекте Молдагуловой. Немногочисленные пассажиры тогда успели сбежать, а вот водитель стал заложником. Под стволом автомата его заставили ехать к войсковой части 6655 Национальной гвардии и протаранить ворота гарнизона. Пока боевики вели перестрелку с военными, ему удалось сбежать через заднюю дверь автобуса. За боем наблюдали все жители соседнего дома.

— Я был дома, смотрел телевизор и вдруг услышал какой-то стук с улицы — мне показалось, что это была авария. Когда я выглянул в окно, то увидел, как автобус-"однёрка" таранит ворота воинской части. Постовой почему-то был в красной майке, хотел убежать, но его застрелили. Мама в этот момент собиралась в магазин, но я сказал ей, чтобы она никуда не выходила из дома, — рассказывает Лайфу житель дома Евгений Яцев. — Из автобуса выскочили два десятка парней с автоматами и пистолетами и побежали в сторону военного полигона — там находится склад с оружием и боеприпасами. Вскоре сюда приехали три машины с ОМОНом, приехали бронетранспортёры. В 4 часа мы ушли из дома к нашей бабушке, а когда вернулись в 6 часов, то здесь уже всё закончилось — военные уже заваривали сваркой сломанные ворота.

Боевики штурмовали воинскую часть, пытаясь добраться до оружия, а также два городских оружейных магазина — "Пантера" на улице Жанкожа батыра и "Паллада" на проспекте Молдагуловой. Они неспроста выбрали эти магазины. Продавцы оказались беззащитными: по правилам таких магазинов, оружие хранится так, что его невозможно быстро привести в боевое состояние. Охрана в магазинах была только пассивной — тревожная кнопка и решётки на окнах. Всё, что смогли сделать продавцы — нажать тревожную кнопку и вызвать полицию.
В перестрелке были убиты трое случайных людей, ещё двое были ранены. Что касается силовиков, то под пулями боевиков пали пятеро полицейских и трое солдат Национальной гвардии. Ещё шестеро военных были ранены. Когда полицейские наткнулись около "Паллады" на машину с убитым пенсионером в салоне, то сначала решили, что это тоже боевик, и увезли его с собой. Вскоре выяснилось, что это местный житель Николай Онищенко, который попал под случайную пулю во время боя. 
До сих пор никто не может толком сказать, кто именно и зачем напал на Актобе — следствие идёт, боевиков и их пособников ищут. Всего возбуждено 20 уголовных дел по статьям УК Казахстана "Убийство", "Разбой", "Нападение", "Хищение оружия".
Спецслужбы Казахстана считают, что это были террористы и они готовили государственный переворот. 8 июня 75-летний президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с обращением к гражданам страны и также говорил о "цветной революции".
— По имеющимся данным, террористический акт организован приверженцами радикальных псевдорелигиозных течений, инструкции они получили из-за рубежа. Пользуясь либеральностью государственной политики и наших законов, кое-кто захотел проверить государственную власть на прочность. Заявляю, что мы всегда будем принимать самые жёсткие меры для подавления экстремистов и террористов, — заявил Назарбаев.
Кто-то говорит, что город штурмовали салафиты: в Казахстане в последние годы осуждены уже 600 человек, которые причисляют себя к этому течению в исламе. Другие уверены, что это была крупная ячейка запрещённой во многих странах мира террористической группировки ИГИЛ*. Есть также версия, что захват Актобе как-то связан с недавними инцидентами по "земельному вопросу": в конце мая сразу в нескольких крупных городах Казахстана прошли акции протеста против земельной реформы. Тогда полицейские задержали и наказали несколько десятков митингующих.
Жители Актобе считают, что боевиками была оступившаяся молодежь, которой заморочили голову дурными идеями.

— Это всё неправильно было. Я думаю, что эти парни заблудились, попали под чужую ложную агитацию. Это молодые ребята, у них тоже есть матери и отцы, их теперь тоже жалко. Но ведь нужно было думать, прежде чем пойти на такой шаг, причинить боль и страдание другим и себе. Бесцельно всё это было. Главная причина всех этих недостатков — бездуховность общества и безбожность, — рассказал Лайфу житель Актобе Сахандык.
В четверг весь Казахстан вновь будет вспоминать события в Актобе — президент страны объявил 9 июня днём национального траура по погибшим в теракте. 
* Деятельность организации запрещена на территории РФ решением Верховного суда.

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    пятнадцать − одиннадцать =

    Top