Учёные: Россияне до сих пор находятся под гнётом пропаганды о Советском Союзе


Психологи РАН пришли к выводу, что и через 25 лет после своего развала Союз Советских Социалистических Республик продолжает занимать умы россиян. Причём помнят о нём в основном хорошее – бесплатную медицину, гарантированное трудоустройство, стабильность. Старшие поколения, которые видели и негативные стороны советской системы, теперь стараются "сгладить углы". К таким выводам учёные пришли  на основе изучения коллективной памяти соотечественников об истории страны. Статья о результатах работы опубликована в журнале «Психологические исследования».
Участниками двух исследований под руководством доктора психологических наук Татьяны Емельяновой из РАН стали почти 500 человек разных возрастов, от студентов до пенсионеров. Целью первого опроса было выяснить, какое место СССР занимает в коллективной памяти об истории страны. Оказалось, что Советский Союз там довлеет над царской Россией. Респондентов попросили перечислить важные, по их мнению, события в истории государства и подвергли ответы контент-анализу. Только 5% опрошенных включили в первую пятёрку важнейших вех Крещение Руси, Отечественную войну 1812 года, отмену крепостного права. Для сравнения, победу в Великой Отечественной войне упомянули 55% участников исследования, революцию 1917 года – 38% человек, а первый полёт человека в космос – 8%.
Пенсионеры вспоминали и сложные времена – репрессии, восстановление народного хозяйства. Однако когда их просили назвать события, память о которых они хотели бы передать следующим поколениям, на поверхность опять выходили победа в ВОВ (53%), Великая октябрьская революция (6%), полёт Юрия Гагарина (5%).
Второе исследование, в котором приняли участие 105 человек, было посвящено коллективным воспоминаниям об СССР. Учёные с помощью метода ассоциаций и последующего контент-анализа выделили понятия, которые ассоциируются у россиян с Советским Союзом. Вот несколько лидеров: «страна», «свободный», «хороший», «коммунизм», «бесплатный», «работа», «серп и молот», «жизнь», «уверенность», «объединение», «сила», «армия». Как видно, негативные характеристики здесь полностью отсутствуют.
Каждая социальная группа вспоминала что-то хорошее, актуальное для неё. Студенты – гарантированность работы, пенсионеры – бесплатное лечение, рабочие – социальные гарантии и так далее. При этом респонденты старшего возраста при оценивании прошлого стались оправдать "пеегибы" и сгладить острые углы.
 
"В целом же обращает на себя внимание то, что в коллективных воспоминаниях наших респондентов сохраняется представление о преимуществах Советского Союза, по сравнению с современной ситуацией"
По мнению психологов, среди причин зацикленности россиян на событиях времён СССР  — отголоски мощной советской пропаганды и ностальгия по советскому прошлому, «которая в последние годы отмечается в СМИ».
Контент-анализ — это метод исследования текстов и иных информационных сообщений, предполагающий подсчёт частоты упоминания определённых слов, эпитетов, характеристик, либо обрщения к каким-либо темам, общее время, затраченное на рассказ о них. С его помощью можно достоверно выявить, например, что в публикациях определённой газеты или веб-сайта прослеживается поддержка конкретной идеологии, информация подаётся в строго определенном ключе и т.д., даже если на первый взгляд статьи или фотоматериалы там вполне нейтральны. Хороший, хотя и наиболее элементарный пример использования контент-анализа можно увидеть в заметке Лайфа, посвящённой реакции российских болельщиков на вылет футбольной сборной России с Евро 2016.

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    четырнадцать − одиннадцать =

    Top