«София»: Времена не выбирают


Ещё одна попытка снять отечественную «Игру престолов»

История изобилует загадками, тайнами, великими свершениями и выдающимися личностями, и эпоха Великого Московского княжества не является исключением. Достаточно вспомнить Ивана Великого и стояние на Угре 1480 года, чтобы сложилось мнение о больших переменах, произошедших на Руси. И свидетельницей этому стала София Палеолог (Мария Андреева), племянница последнего византийского императора Константина XI, которую выдали замуж за Ивана III (Евгений Цыганов) при непосредственном участии римского папы, имевшего определённые виды на Московию. За свою жизнь Зоя (она же София) пережила немало счастья и горя, и княжна оставила после себя двоякое впечатление. С одной стороны князь был женою доволен, поскольку она наделила его многочисленным потомством. А с другой — в народе поговаривали, что её появление на Руси посеяло семена вольномыслия и принесло много новшеств вроде приглашённых из Западной Европы художников и зодчих, привнёсших свой вклад в строительство храмов и дворцов. И, наверняка, её имя проклинали во времена Ивана Грозного (Семён Трескунов), ведь именно она является бабушкой первого русского царя.

Лавры «Игры престолов» не дают покоя никому, но порой складывается впечатление, что больше всего завидуют детищу HBO и Джорджа Мартина именно наши киноделы и телевизионщики. Скоро нас ожидает на большом экране «Викинг» Андрея Кравчука, а вчера канал «Россия» завершил показ сериала Алексея Андрианова «София», посвящённого вышеописанной великой княгине. И ладно бы отечественные производители поднимали планку, но ведь этого вновь не случилось — всё то же шатание по одним и тем же штампам, копирование всего и вся, неумелое обращение с материалом и прочие «прелести» современного российского кино.

Впрочем, к исторической правде лучше не придираться, поскольку создатели особо подчеркнули, что сериал представляет собой художественный вымысел, а следовательно, ни о каких достоверных фактах речи быть не может. Многое здесь построено на домыслах и фантазиях, включая самые фантастические вроде колдовской силы Елены Волошанки (София Никитчук) или недостоверные сведения о появлении двуглавого орла на гербе, и даже костюмы не проработаны в деталях, отдавая дань театральной условности. При этом вступительные слова к каждой серии чуть ли не целиком взяты из Википедии, а многие персонажи умирают либо раньше собственного срока, либо абсолютно другой смертью. Взять хотя бы Андрея (Андрей Барило), брата Софии, который на самом деле умер лишь в 1502 году, или Ивана Фрязина (Джулиано Ди Капуа), чья судьба и вовсе неизвестна, так как его отправили к хану Ахмату (Амаду Мамадаков) ещё до стояния на Угре. Так что перед нами даже не историческое кино, а фэнтези — не хватает только единорогов и драконов (желательно, Змея Горыныча, чтобы он всё спалил).

Претензий к данному произведению много. Авторы умудрились засунуть сюда и капюшоны а ля Assassin’s Creed, и интриги «Игры престолов», и магию из «Ведьмака». Татары, литовцы и поляки говорят на чистом русском языке, что якобы тонкий намёк на общие корни этих народов, хотя на самом деле выглядит сей подход анахронизмом на фоне Мириам Сехон или Марии Андреевой, говорящих на родном языке своих персонажей. Особенно била по ушам якобы оригинальная для того времени музыка, которая так же далека от пятнадцатого века, как осёл от соловья. Послушали бы хоть менестреля Присциллу в исполнении Ноны Трояновской или Садко, если не знали, какое музыкальное оформление использовать в сериале о Средневековье. Лишь уже вышеупомянутая Сехон хорошо справилась с итальянской песней, поскольку обладает музыкальным слухом и талантом, да и зарубежные мелодии ведь ближе нашим киношникам, чем русские народные песни.

Но самая главная беда — это безыдейность. Проект колбасит, как и страну, от одной идеи к другой, всё проговаривается скороговоркой и проглатывается на полуслове. Сценаристы успели за 8 серий рассказать нам о противостоянии с Ордой, внутренних распрях, строительстве храма и новгородской ереси, но всё это оставило чувство пустоты и недосказанности. А Софии и вовсе не повезло — ей посвятили от силы полторы серии, всё остальное время заняли интриги Мамонова (Борис Невзоров), Елены Стефановны и Фрязина, словно они и есть образцы для подражания. А потому не совсем понятно, зачем нужно было называть фильм именем человека, оставшегося на обочине сюжета. Не проще ли было назвать «Тайнами дворцовых переворотов XV века» и позвать для постановки Светлану Дружинину, съевшую собаку на подобных историях? Но нет, было решено уделить внимание несчастной хотя бы в титуле и, конечно же, в финале, в котором внезапно проснулся саспенс.

Пожалуй, единственное, что заслуживает внимание при просмотре данного невразумительного зрелища, — это актёрский состав. И Евгений Цыганов, и Надежда Маркина, и Пётр Зайченко, и Сергей Пускепалис, и Егор Корешков привнесли в сюжет толику недостающих ему целостности и смысла. Заинтриговала в образе злодейки «Мисс Россия-2015» София Никитчук, неплох и коварный Кирилл Козаков, да и в целом почти у каждого получилось создать запоминающийся образ. Но, к сожалению, этого мало, если сам сериал трещит по швам и захлёбывается в банальщине и затянутости. Право слово, читать про те события гораздо интереснее, чем смотреть…

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    13 − 2 =

    Top