Решение головоломок помогает только в решении головоломок


Если вы занимаетесь спортом, то хорошо знаете, как физические упражнения развивают силу, ловкость, выносливость. Это полезные качества в реальной жизни: вы сможете поднять мешок картошки одной рукой, забежать на 20-й этаж без лифта, обогнать автомобиль на велосипеде (средняя скорость движения автомобилей в Москве составляет 24 км/ч[1]). Тренировки тела действительно помогают в реальной жизни.

А что насчёт тренировок мозга? Казалось бы, тот же принцип должен срабатывать в тренировке когнитивных способностей. К сожалению, это не так.

В интернете и по телевидению нередко можно встретить рекламу игр, приложений и курсов для развития мозга, тренировки внимания, памяти и т.д. Это простые упражнения на запоминание, внимание и скорость реакции, которые обычно усложняются с каждым уровнем. На самом деле рынок таких приложений уже составляет миллионы долларов, а в будущем может вырасти до нескольких миллиардов,
считают эксперты[2], по мере растущей озабоченности стареющих граждан Земли своим ментальным здоровьем.

Даже серьёзные организации вроде Американской ассоциации пенсионеров продвигают программы как BrainHQ[3], побуждая пенсионеров «держать себя в форме». Другие компании вроде Gogmed, CogniFit, Posit Science, Lumos Labs предлагают игры и упражнения, которые якобы развивают способности мозга, улучшают академическую успеваемость, улучшают социальную жизнь и помогают в карьере. Даже компания Nintendo успешно распространяет игру Brain Age, которая якобы «тренирует» мозг несколько минут в день, улучшает кровоток в мозге, рабочую память и т.д.

Такие заявления встречаются в маркетинговых материалах и часто ссылаются на результаты научных исследований[4], которые подтверждают эффективность этих программ. Вопрос только в том, в чём конкретно эффективны эти программы, улучшают ли они работоспособность мозга в реальных задачах, которые действительно важны в учёбе, работе и повседневной жизни?

В октябре 2014 года Стенфордский центр по долголетию и Институт Макса Планка по человеческому развитию опубликовали открытое письмо[5], подписанное международной группой из более 70 психологов и неврологов. Оно оспаривает заявление о том, что курсы и игры для развития мозга представляют научно обоснованное средство уменьшить или обратить снижение когнитивных способностей». В письме учёные обращают внимание, что на самом деле нет ни одного научного исследования, которые подтверждают положительный эффект от головоломок в реальной жизни. В ответ на это в декабре 2014 года группа из 133 учёных и терапевтов опубликовали другое открытое письмо[6], в котором утверждают прямо противоположное: что появляется всё большее количество исследований, подтверждающих, что определённые когнитивные задачи могут значительно улучшить когнитивные функции. Во втором письме, однако, учёные повторили тезис, что заявления о пользе головоломок для мозга «часто преувеличены и вводят в заблуждение».

Хотя две группы учёных в чём-то согласились между собой, но как вообще авторитетные специалисты, изучив одни и те же научные исследования, могли придти к противоположным выводам об эффективности упражнений для мозга?

В 2016 году группа учёных и медиков из нескольких университетов и медицинских школ попыталась объяснить это противоречие. Они провели большое мета-исследование, в котором оценили методы оценки эффективности популярных головоломок и компьютерных игр, которые рекламируются как улучшающие мозговую функцию. 84-страничная статья с результатами опубликована[7] в октябрьском номере журнала Psychological Science in the Public Interest (doi: 10.1177/1529100616661983).

Авторы детально изучили все эксперименты, перечисленные в 374 научных работах, которые цитируются на одном из ведущих сайтов в данной области Cognitive Training Data[8]. На этом сайте опубликованы вышеупомянутые открытые письма учёных и перечислены научные работы, которые те приводят в поддержку своих точек зрения.

Анализ проведённых экспериментов показал, что разногласие в интерпретации результатов объясняется разными стандартами в проверке эффективности этих упражнений. В частности, анализ выявил «обширные свидетельства, что выполнение упражнений по тренировке мозга улучшает результаты в выполнении этих упражнений, меньше свидетельств, что они улучшают результаты в близко связанных задачах, и мало свидетельств, что они улучшают выполнение отдалённо связанных задач или повседневную умственную деятельность».

При этом ни в одном из исследований не соблюдались все необходимые условия для проведения действительно чистого эксперимента, который позволяет сделать однозначные выводы о влиянии или отсутствии влияния выполнения простых умственных задач на эффективность повседневной умственной деятельности. Другими словами, все исследования в данной области страдали от низкого качества экспериментов.

В статье опубликованы детальные рекомендации для учёных, научных организаций-спонсоров и регулирующих органов о том, какие правила должны соблюдаться в таких экспериментах.

В январе 2016 года Федеральная торговая комиссия США оштрафовала[9] компанию Luminosity за недостоверную рекламу, которая эксплуатирует страхи стареющих людей относительно снижения умственных способностей и заявляет, что игровые упражнения способны противостоять потере памяти, слабоумию и даже болезни Альцгеймера. Очевидно, что коммерческие фирмы готовы интерпретировать любые научные исследования в свою пользу и не стесняются рекламировать свои программы и упражнения для тренировки мозга. Но факт в том, что эти головоломки гарантированно тренируют только одну способность: они улучшают способность человека решать эти головоломки. Так же, как многократное прохождение тестов на IQ улучшает результат в тестах на IQ, но вовсе не повышает IQ.

Авторы научной работы называют «неадекватными» заявления о том, что тренировка мозга ведёт к улучшению результатов в жизни, за пределами области самих этих упражнений. В то же время упражнения для мозга вряд ли способны причинить какой-то вред, если не считать небольшого опустошения кошелька. Правда, учёные отмечают, что потраченное на эти головоломки время можно было бы потратить на что-то полезное. На что? Например, цитируя авторов опубликованной научной статьи, на «изучение вещей, которые могут улучшить успеваемость в школе (чтение, улучшение знаний и навыков в математике, науке и искусстве), производительность труда (освежение знаний и стандартов в своей профессиональной области) или на любые занятия, которые иным образом приятны».

Лучший способ держать себя в физической форме — это здоровая диета и физические упражнения. А лучший способ держать ум в тонусе[10] — постоянно испытывать себя, выходить из зоны комфорта и искать решения непривычных проблем.

Использованны источники

  1. ^ 24 км/ч (auto.vesti.ru)
  2. ^ считают эксперты (digest.bps.org.uk)
  3. ^ BrainHQ (www.brainhq.com)
  4. ^ результаты научных исследований (www.lumosity.com)
  5. ^ открытое письмо (longevity3.stanford.edu)
  6. ^ другое открытое письмо (www.cognitivetrainingdata.org)
  7. ^ опубликована (psi.sagepub.com)
  8. ^ Cognitive Training Data (www.cognitivetrainingdata.org)
  9. ^ оштрафовала (www.ftc.gov)
  10. ^ лучший способ держать ум в тонусе (blogs.scientificamerican.com)
По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    шесть + шестнадцать =

    Top