Поддубный спасает в Ленобласти единственный в мире советский пассажирский Ил-14


Любовь не на продажу
— Это всё равно, что своего внука продать, – делится чувствами хозяин самолета, пилот Александр Поддубный. – Не могу никак. Да и он капризничать начнёт. Не знаю, будет он в чужих руках летать или нет.

Продать любовь всей жизни? Нет, это вариант Поддубный даже не рассматривает. Он, кажется, уже смирился с судьбой должника. С необходимостью расстаться с самым дорогим – не сможет.
Свой Ил-14 пилот Александр Поддубный впервые встретил в 1993 году в Якутии на аэродроме в городе Мирный. Местный аэроклуб расформировали, финансирование закончилось. Самолёт стал никому не нужен и уже готовился стать кучей металлолома. Но пилот его выкупил и отремонтировал. Летал. Сейчас Александр Поддубный вспоминает это время, как лучшее в жизни.
После был Абакан. Затем Питер. Авиационная реформа и нормы по выплатам транспортного налога. По нормам за одну лошадиную силу требовалось заплатить 125 рублей налогов – а только в одном двигателе Ила 1900 лошадиных сил. Всего у самолёта три двигателя. Итого набегает 475 тыс. рублей в год. В результате – годы на стоянке.
Тяжелая история
— Абакан, Красноярск, вся Сибирь! Облетели почти всю Россию. Развозили грузы и медикаменты. Выполняли "гуманитарную" миссию, – вспоминая прошлое, хозяин лайнера Александр Поддубный счастливо улыбается. Думая о том, что с самолетом сейчас, начинает нервно смеяться.
Уже три года самолет арестован. Не может подняться в небо. Задолженность по транспортному налогу достигла почти 3,5 млн рублей. И это – с постоянными погашениями. В 2012 году Александр внес 1,2 млн  – летать разрешили. Через год история повторилась. С ударом Поддубный справиться не смог. Теперь ждёт инвесторов. Они же спасать "легенду" пока не торопятся.
— Кто будет вкладывать деньги в арестованное имущество? Ты сними с ареста – вложим. Приезжали и чехи, и немцы, и французы. Все заинтересованы. Говорят, давайте вместе эксплуатировать. Но как объяснить, что он под арестом? – сокрушается пилот.

На этот вопрос Александр, как и на вопрос где взять деньги, ответа найти не может. А задолженность растёт. Каждый месяц 40% от пенсии – 10 тысяч рублей – Поддубный отдаёт в счёт погашения задолженности. Скудный вклад против долга в несколько миллионов. Но духом пилот не падает. Порой о себе волнуется меньше, чем о своем детище.
— Когда налоговая, потом приставы атаковали, организм сдался немножко. Я заболел и полгода не ходил к самолету. Когда пришёл – то на винт наткнусь, то об закрылок ударюсь. Чувствую: он обиделся на то, что я долго не приходил.
К взлёту готов!
Проверка приборов, запуск мотора – раз в десять дней. Чтобы не застаивался. Сейчас у Ила нет рулей – они находятся в мастерской, на перетяжке. А так конструкция хоть куда, небольшой ремонт – и хоть сейчас в небо. На аэродроме в Горелово за судном ухаживают как за ребёнком.
— Проветриваем, запускаем. Включаем все приборы, чтобы поработали. Отказывают – сдаём на завод. Ещё остались заводы, которые делают такую аппаратуру, – рассказывает пилот Лайфу.
В Пулково с ремонтом таких "ювелирных" деталей уже не справляются. Самолеты этого типа редко эксплуатируют. А в перевозке пассажиров не используют давно. Да и наш ленинградский Ил в последние годы возил только нескольких "путешественников". 
Охотники за раритетами
"Не хочешь продавать, придется его забрать" – такие фразы Александр нередко слышит от гостей аэродрома. Друг лётчика Александр Объездчиков, тоже пилот гражданской авиации, говорит, что самолет стоит минимум 1 миллион долларов. Оценочная стоимость – в 3,5 миллиона рублей – лишь элемент давления на владельца ценного экспоната.
— Есть люди, которые давят на Поддубного, пытаются отнять у него самолет. Особенно самолет вызывает интерес за границей, – рассказывает Александр Объездчиков.

Конкретных имён не называет. Сам хозяин не отрицает, что такие охотники есть. Вынудить продать самолет, пилота оставить в долгах. Размышляя о подобной перспективе, Александр со смехом вспоминает недавний случай.
 — Приезжали гости с Дальнего Востока. Решили посмотреть, как работает двигатель. Ни один, ни второй не запустился. Заработали только тогда, когда потенциальные покупатели уехали, – рассказывает пилот.
Крылатая легенда
Точность, чёткость, верность – вот оно, немецкое воспитание. Выпущен лайнер 1 января 1959 года в Дрездене. Партия составила всего 80 самолетов. Ленинградский Ил-14 шёл под номером 66.
Из Германии самолёт перебазировался в Румынию. Там пробыл 18 лет. Затем – передан в советское Западно-сибирское управление на авиапредприятие Улан-Удэ. В начале 90-х в эксплуатацию вошли Ан-24, Ан-26. Ил, на удачу Поддубного, списать не успели.
Мечты о небе
Сейчас, как и тогда, сразу после покупки, воздушное судно нуждается в ремонте. Его стоимость составляет примерно 5 млн рублей. Пока хозяин ухаживает за крылатым «внучком» самостоятельно. Уже покрыли грунтом, покрасили багажное отделение. Для этого заказывали специальную краску. Сделали ремонт в фюзеляже. Готовятся менять окна – и можно браться за кабину.
Желающих вложиться в ремонт, как и потенциальных инвесторов, пока не видно. Зато к судну выстраиваются в очередь киношники и клипмейкеры. Ил-14 уже стал героем видео группы "Король и Шут", а также частью декораций в фильме "Дочь Сталина".

На этой неделе стартует съемка нового фильма. В салоне развернётся сюжет романтического боевика. По сценарию, лайнер захватят террористы. Российские спецслужбы судно освободят и спасут главных героев. Фильм, который, без сомнения, закончится хеппи-эндом.
Закончится ли так же история Ил-14 и его хозяина? Или они, по злой иронии судьбы, останутся героями драмы "Блокада", в которой советский лайнер сыграл не последнюю роль? Этот вопрос остаётся открытым. Ясно одно: хозяин Ила Александр Поддубный, как и петербуржцы в годы войны и изоляции, до конца будет сражаться за самое дорогое – жизнь и свободу своего "внучка". Единственного и крылатого.

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    девять + три =

    Top