Неожиданные случаи вандализма предметов искусства


Отколотый фрагмент нашли рядом на
земле. Пока неизвестно, был ли это злонамеренный акт, или случайность, полиция
ведет расследование. При этом мэр Рима Вирджиния Раджи назвала инцидент
болезненным для всех жителей города. Дни.Ру решили вспомнить другие случаи,
когда ценные картины и скульптуры получали повреждения из-за «человеческого
фактора».

Опасное сэлфи

Фото: кадр youtube.com

В начале ноября 2016 года в Национальном
музее древнего искусства в Лиссабоне (Португалия) бразильский турист, захотел
сделать селфи и опрокинул на пол скульптуру архангела Михаила начала XVIII
века. Мужчина пятился назад, ища наилучший момент для того, чтобы сделать
снимок, и случайно толкнул статую. Она упала с постамента и раскололась на
части. Осмотревшие осколки эксперты, постановили, что произведение искусства,
скорее всего, невозможно будет восстановить.

Пушистый Иисус

В 2012 году взорвала мир история,
как 80-летняя жительница небольшого испанского города Борха «отреставрировала»
фреску рубежа XIX-XX веков с изображением Иисуса Христа «Ecce Homo» («Се
человек»), написанную художником Элиасом Гарсиа Мартинесом. В обновленном
варианте Христа было узнать весьма трудно, так как образ его стал напоминать
рисунок неведомого зверька, выполненный ребенком. Разразился громкий скандал:
кто-то обвинил женщину в уничтожении произведения искусства, кто-то вступился
за нее, мол, сделано все это не со зла, а от чистого сердца. Некоторые даже
поставили пенсионерку в один ряд со знаменитыми экспрессионистами. После появления
информации о самой неудачной реставрации в истории, в интернете началась
кампания по сохранению «пушистого Иисуса» (или, как прозвали изображение блогеры,
«Се обезьянка»). Всего за один день картина стала одним из самых популярных
интернет-мемов.

Фото: wikipedia.org

Молоток

Если предыдущие примеры можно
списать на случай и человеческую глупость, то следующая история уже достойна
«клиники». 21 мая 1972 года в Ватикане некто Ласло Тот, геолог по профессии,
набросился со скальным молотком на статую «Пьета» работы Микеланджело. При этом
он кричал «Я – Иисус Христос, Христос восстал из мертвых!». Шедевр получил
пятнадцать ударов, в результате чего Дева Мария осталась без кончика носа, частей
левого века и левой руки, также было нанесено множество более мелких
повреждений.  Окружающие обезвредили
буйного мужчину. Состоялся суд, на котором вандал убеждал всех, что он Христос,
в итоге он был признан невменяемым.

Микеладжело, "Пьета". Фото: общественное достояние

Бедная Даная

15 июня 1985 года в Эрмитаже
сумасшедший атаковал картину Рембрандта «Даная». Он облил холст серной кислотой
и дважды ударил ножом. Этим вандалом оказался литовец Бронюс Майгис, который
сказал, что им двигали политические мотивы. Он был признан невменяемым и провел
6 лет в психиатрической лечебнице.

Из-за действий вандала пострадали
самые сложные по живописному исполнению части. Работы по реставрации шедевра
длились целых 12 лет, и были завершены только в 1997 году. Картину защитили бронированным
стеклом и выставили в Зале голландской и фламандской школ на втором этаже
главного здания Эрмитажа.

Рембрадт, "Даная". Фото: Общественное достояние

Довольно крови!

В 1913 году в Третьяковской
галерее молодой иконописец, старообрядец и сын крупного мебельного фабриканта
Абрам Балашов в момент обострения душевной болезни изрезал ножом знаменитую
картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года», крича
при этом «Довольно крови! Долой кровь!». Живописец и реставратор Игорь Грабарь
вспоминал: «Из трех ударов один пришелся на лицо Грозного – от середины виска,
пересекая ухо, до плеча, – второй разрез прошел по контуру носа царевича, задев
щеку Грозного и уничтожив весь очерк носа царевича, наконец третий повредил
пальцы правой руки царевича, разрезал щеку у него и задел правый рукав Грозного».
Картину пришлось кропотливо воссоздавать. Е. Хруслов, который в то время был хранителем
в Третьяковской галерее, узнав о порче картины, бросился под поезд.

Илья Репин, "Иван Грозный и его сын Иван. 16 ноября 1581 года", поврежденный фрагмант. Фото: wikipedia.org

За женщин ответит Венера

В 1914 году суфражистка Мэри
Ричасрдсон при помощи топора для мяса нанесла повреждения знаменитой картине «Венера
с зеркалом» из Лондонской национальной галереи. Вандалка заявила, что сделала
это в знак протеста против произошедшего накануне ареста лидера движения
суфражисток Эммелин Панкхерст. «Я пыталась уничтожить картину самой красивой
женщины в мифологической истории, протестуя против того, как государство
пытается уничтожить миссис Панкхерст, женщину с самым доблестным характером в
современной истории», – сказала Ричардсон. Позже она добавила, что ей не
нравилось «как мужчины пялятся на обнаженную Венеру». Стоит отметить, что данную
«активистку» за ее деятельность арестовывали девять раз, три года она провела в
тюрьме. «Венера с зеркалом» же была полностью отреставрирована и возвращена в
галерею.

"Венера с зеркалом". Фото: общественное достояние

Многострадальная Мона

Знаменитая «Мона Лиза» – картина
многострадальная. Сейчас она, пожалуй, является одним из самых охраняемых
произведений искусства, которая защищена даже пуленепробиваемым стеклом.
Атаковать ее пытались несколько раз, в том числе облить кислотой. В 1956 году
турист бросил в полотно камень, который оставил царапину возле левого локтя, к
счастью, повреждение реставраторам удалось удалить. В 1974 году на токийской
выставке, куда была привезена картина, некая женщина распылила красную краску,
выражая таким странным образом протест против того, что власти якобы
ограничивали инвалидам доступ к произведениям искусства. В 1977 году туристка
из СССР метнула в «Мону Лизу» сувенирную кружку, купленную рядом с Лувром.

По теме: ( из рубрики LIFESTYLE )

Оставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*

2 × 4 =

Top