Находки, удивившие искусствоведов: какие клады и картины находили в Петербурге


Накануне реставраторы государственного музея-заповедника "Петергоф" в ходе работы над восстановлением известного портрета Екатерины I работы немецкого живописца Генриха Бухгольца нашли следы другой картины. Специалисты выяснили, что для создания полотна художник наклеил на большой холст погрудное изображение императрицы кисти другого автора и просто дописал его.
После того как специалисты сняли верхний слой, выяснилось, что Екатерина одета в платье не из золотой, а из серебряной парчи, а в прическе открылись драгоценности с жемчугом. Помимо этого, стало возможным рассмотреть пейзаж на дальнем плане: военный лагерь с шатрами и крепость с приспущенными флагами.
Впрочем, это далеко не первая находка, удивившая реставраторов и искусствоведов. Лайф вспомнил несколько нашумевших случаев, в очередной раз доказывающих, что найти картину великого художника иногда можно даже на чердаке. 
 
В 2007 году неизвестный широкой публике шедевр русского и советского живописца и графика случайно обнаружил петербургский коллекционер, разбиравший помещение бывшей мастерской художника. Именно там, под завалами, он случайно наткнулся на полотно "Отражение в воде. Самарканд", которое датируется 1921 годом: картина была написана во время поездки живописца по Средней Азии. Ранее о полотне ничего не было известно – его нет в каталогах, и даже сам художник никогда не упоминал о нём. Сомнения развеяла дочь Петрова-Водкина Елена – она пояснила, что несмотря на споры при сравнении с другими работами "самаркандской" серии эксперты всё же убедились в том, что речь идет об оригинале. Позже подлинность картины была подтверждена экспертами Третьяковской галереи.
 
Ещё одна спорная находка была обнаружена несколько лет назад в домашней коллекции певца Мариинского театра Константина Плужникова. Петербургский литературовед Александр Князев утверждал, что в собственности певца находится ранее неизвестная исследователям картина, написанная Михаилом Лермонтовым в возрасте 23 лет — в 1837 году. Эта работа – пятнадцатая по счёту, принадлежащая кисти великого русского поэта. Полотно попало к Константину Плужникову, когда он купил несколько произведений искусства у антиквара, распродававшего коллекцию перед отъездом из России.
Как утверждал Князев, картина подлинна, так как мазки в передаче воды, камня и воздуха характерны для творчества Лермонтова – они выписаны в золотисто-коричневых тонах, как и в других картинах. Кроме того, литературовед сообщал, что засвидетельствовал сходство подписи на холсте с автографами поэта.
 

В 2013 году ещё одну сенсационную находку сделали в Царском Селе. Во время проведения работ в Пажеском корпусе рабочие обнаружили на чердаке старого здания картину, на которой был изображён мальчик, очень похожий на цесаревича Алексея.
Потрет был выполнен маслом на холсте размером 60 на 75 сантиметров. На картине был изображен ребёнок, одетый в матросскую рубашку – такой стиль, как известно, предпочитал наследник последнего российского императора Николая II цесаревич Алексей. Найденное полотно было завернуто в старые газеты, датируемые 1917 годом. Именно этот год стал последним, когда венценосная семья бывала в Царском Селе. Главный хранитель при ближайшем осмотре картины отметил, что действительно вероятность того, что это портрет цесаревича Алексея, написанный с фотографии, — очень высока.
 

А во время реставрационных работ в особняке Нарышкиных на улице Чайковского, 29 строители, вскрывавшие перекрытия, наткнулись на целый клад. Ничего не подозревавшие рабочие обнаружили небольшое помещение, которого не было ни на одном плане здания. Маленькая комнатка – площадью всего около шести квадратных метров – была буквально набита серебряной посудой с гербом Нарышкиных.
 
Но находили картины именитых художников не только реставраторы, искусствоведы, рабочие, но и сотрудники Балтийской таможни. И действительно – контрабандные грузы, порой, скрывают сотни культурных ценностей. Несколько лет назад петербургские таможенники обнаружили пять картин XVII-XIX веков, в том числе – работы именитых голландских мастеров. Кроме того, в обшивке салона автомобиля были найдены шесть бриллиантов, каждый стоимостью свыше миллиона рублей.

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    9 + 17 =

    Top