Кагуцути — Бог Огня в Японской Мифологии


Кагуцути — синтоистский бог или ками огня, также известный как Хомусуби. Сын Идзанами и Идзанаги, бог огня является отцом восьми богов-воинов и восьми горных богов, среди прочих. Такая разрушительная сила, как огонь в культуре, где здания обычно делались из дерева и бумаги, привела к тому, что Кагуцути стал важным объектом синтоистского ритуала и частым получателем умиротворяющих подношений.

кагуцути

Генеалогия и потомство

Согласно Кодзики 8-го века н.э.  («Запись древних вещей») и Никон Шоки («Летопись Японии», также известная как Нихонги), Кагуцути-но-ками родился от Идзанами, одного из богов-создателей Синто. Жар был такой сильный, что он убил свою мать в процессе родов. Его отец Идзанаги был не в восторге от этого и поэтому отрубил голову Кагуцути своим великим мечом.

кагуцути

Из крови, которая текла по окружающим скалам с лезвия меча и рукояти, родились еще восемь богов — все они могущественные мечники ками. Двумя наиболее важными из этих боевых богов являются Такемиказучи-но-ками и Футсунуши-но-ками, причем первый из них также является богом грома и покровителем боевых искусств. Мечники подчинили гигантского сома Намазу, который живет под землей и вызывает землетрясения щелкнув хвостом.
Из крови Кагуцути также родился Кураоками-но-ками, который упоминается в антологии поэмы Манёшу (составленной ок. 759 г. н.э.) как бог дракона и дождя. Еще одна родственная богиня — Аматсумикабоши, ками Венеры, Вечерняя Звезда. Ее альтернативное имя Аменокагасево.

После обезглавливания Кагуцути история продолжается, и почти от каждой части тела бога огня, от его левой ноги до его гениталий, родилось еще восемь богов. Это были горные боги, которые представляли разные типы гор, от лесистых до вулканов. Истории о Кагуцучи, в которых рассказывается о создании железа и мечей, вполне могут быть мифологическим объяснением прибытия железа и высококачественных металлических товаров через иммигрантов, прибывающих в Японию из материковой Азии в начале периода яёй (ок. 300 г. до н.э. ок. 250 г. н.э.).

В альтернативной версии, или, скорее, в добавленном сегменте, записанном в 10-м веке до н.э. Энгишики прячется и рожает еще трех богов. Все четверо получают от умирающей матери следить за Кагутсути и успокаивать его, если он когда-нибудь выйдет из-под контроля. Традиционным средством пожаротушения древних японцев была вода, которую носили в тыкве, чтобы поливать огонь, в то время как для тушения воды часто использовались водные тростники и глина. Даже сегодня в некоторых частях Японии существует ритуал в середине зимы, в котором пучки тростника помещают в карниз крыш, чтобы использовать в случае возникновения пожара.

бог кагуцути

Огонь в синтоистских ритуалах

Японцы издавна испытывали большой страх перед огнем и разрушениями, которые он может вызвать, не в последнюю очередь потому, что японские здания традиционно изготавливались из легко воспламеняющихся деревянных и бумажных стен с деревянными сланцами или травяными крышами. Пожары уничтожили почти все крупные древние здания и храмы в древних городах Японии на протяжении веков, а в период Эдо (1603-1868 гг. Н. Э.) Пожары в столице Эдо (современный Токио) были настолько частыми, что стали известны как «цветы Эдо».

Неудивительно, что церемонии умиротворения и отпугивания Кагуцути были общей чертой синтоистского ритуала. В таких ритуалах и молитвах Кагуцучи обычно называют Хомусуби, что переводится как «тот, кто разжигает огонь». Древние японцы дважды в год проводили церемонию, спонсором которой был императорский двор, чьи обширные дворцовые комплексы часто становились жертвами пожаров. Церемония была разработана, чтобы угодить богу и гарантировать, что он сдержит свое ужасное пламя еще на шесть месяцев. Разрушительный огонь кагуцути противопоставляется очищающему огню синтоистских ритуалов, известных как кири-би, который традиционно производился трением двух кусков дерева хиноки, типа кипариса.

кагуцути

Кагуцути иногда приравнивается к Атаго Гонген, другому ками огня. Строго говоря, Атаго Гонген является более позитивной фигурой в японской мифологии и действует как защитник от огня, или его хранитель.

По теме: ( из рубрики Туризм )

Оставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*

двадцать − один =

Top