134760 Элио Чиол: от неореализма к Аквилее

Элио Чиол: от неореализма к Аквилее


Элио Чиол «Воскресенье в Басса-Миланезе», 1963

Элио Чиол «Воскресенье в Басса-Миланезе», 1963 // Фото: Предоставлено Фондом «Аквилея»

Элио Чиол родился в 1929 году в Казарса делла Делизия в регионе Фриули, на северо-востоке Италии, где живет и работает до сих пор. Фотографией он заинтересовался еще в детстве, во время войны, когда дислоцированные в Казарсе военнослужащие приносили его отцу-фотографу пленки на проявку и печать. В 15 лет Чиол бросил школу, с тех пор постоянно занимаясь самообразованием, и посвятил себя фотографии — делу, которому остается верен по сей день.

В 1949 году Элио Чиол завоевал первый приз фотоконкурса в Удине. С 1955 по 1960 годы участвовал в жизни венецианского фотоклуба La Gondola, в это же время получил несколько премий нью-йоркского международного конкурса любительской фотографии. В 1969-м вышла первая книга фотографий Чиола, сделанных в Ассизи. Впоследствии книга была переведена на пять языков.

Элио Чиол «Фотография со съемок фильма «Последние». Отец наказывает Кеко», Фриули, 1962

Элио Чиол «Фотография со съемок фильма «Последние». Отец наказывает Кеко», Фриули, 1962 // Фото: Предоставлено Фондом «Аквилея»

Начало творческого пути Элио Чиола совпало по времени с расцветом итальянского неореализма. Это направление рождается из недовольства эстетикой салонной фотографии 1920—30-х годов, которая после войны начала ассоциироваться с фашизмом. Художники-неореалисты ставили перед собой задачу максимально приблизить свои работы к действительности. Режиссеры отказались от студийных декораций и профессиональных актеров, а фотографы — от ретуши и постановки.

Подобно фильмам Витторио де Сика, Лукино Висконти и Роберто Росселини, показавших неприукрашенную жизнь обедневших жителей послевоенной Италии, ранние работы Элио Чиола, созданные в 1950—60-е годы, представляют собой серии портретов и жанровых зарисовок, с помощью которых ему удается максимально достоверно рассказать о буднях и заботах «маленького человека».

Элио Чиол «Играющие в Кьодже», 1961

Элио Чиол «Играющие в Кьодже», 1961 // Фото: Предоставлено Фондом «Аквилея»

Отдельное место в экспозиции занимает цикл фотографий, созданных Элио Чиолом на съемках фильма «Последние» (Gli Ultimi, 1963), повествующего о жизни крестьян в 1930-е годы в его родном регионе Фриули. Элегическое кинополотно, задуманное поэтом и священником Давидом.

Марией Турольдо и режиссером Вито Пандольфи как гимн человечности и достоинству, стало первым примером профессионального кинематографа во Фриули. Картина получила лестные отзывы Пазолини, отметившего ее «абсолютную эстетическую строгость», Унгаретти, подчеркнувшего «искренность и высокую поэзию», и Дзаваттини, восхитившимся «бедной правдивостью изображения», однако фильм не нашел коммерческого успеха. Автор был вынужден противостоять предрассудкам: изображенная в фильме бедность вызвала у зрителей дискомфорт — им казалось, что они уже преодолели проблемы прошлых лет.

Снимки Элио Чиола не только возрождают интерес к этому шедевру итальянского неореализма, незаслуженно забытого в 1960-е и бережно восстановленного в 2002 году, но также помогают объединить в одном художественном пространстве древнюю и современную историю Фриули.

Элио Чиол «Быстро взрослеют», Палермо, 1957

Элио Чиол «Быстро взрослеют», Палермо, 1957 // Фото: Предоставлено Фондом «Аквилея»

Элио Чиол — поэт, воспевающий красоту Италии. Графичные черно-белые пейзажи, которые он снимает с высокой точки, давно стали визитной карточкой фотографа. В 1997 году за серию фотографий о Фриули Чиол был удостоен премии World Press Photo. На выставке представлены знаменитые снимки Ассизи, Венеции, Рима, Амальфи и др. Чиол мастерски использует свет, обладая глубокими знаниями и мастерством в механике и технике фотографии. Его работы подобны сделанным вручную гравюрам или литографиям. Там, где это необходимо, он манипулирует изображением с помощью фотолабораторных техник, — но только для того, чтобы расставить акценты и материализовать первоначальный замысел.

Элио Чиол «На ступенях собора», Амальфи, 1957

Элио Чиол «На ступенях собора», Амальфи, 1957 // Фото: Предоставлено Фондом «Аквилея»

Особое место в творчестве Элио Чиола занимает деятельность по созданию фотографического архива произведений итальянского искусства. На выставке в МАММ представлена новая серия работ фотографа, сделанная в легендарной Аквилее — античном городе-крепости, построенном римлянами на рубеже новой эры, археологическая зона которого является сегодня памятником всемирного наследия ЮНЕСКО. В экспозицию вошли фотографии фресок и мозаик патриаршей базилики Аквилеи, черно-белые лаконичные снимки Римского форума, речного порта и колокольни базилики.

Фотографии Элио Чиола находятся в собраниях Музея Метрополитен в Нью-Йорке, музея Виктории и Альберта в Лондоне, Международного музея фотографии и кино в Рочестере, Института искусств Чикаго, Художественного музея Принстонского университета и др. За 70 лет профессиональной карьеры Элио Чиол открыл более 140 персональных выставок по всему миру.

Соорганизатор: Итальянский институт культуры в Москве

При поддержке: Фонда «Аквилея»

Стратегический партнер музея: Tele2

По теме: ( из рубрики Стиль жизни, Шоу-бизнес )

Оставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*

14 + 14 =

Top