Близ Афин найдены подводные руины мощной военно-морской базы


Учёные из Дании, пользуясь информацией от местного рыбака, тщательно исследовали берег у холма Мунихий в порту Пирей (Афины). Как оказалось, в древности там находились масштабные сооружения. Среди них эллинги, слипы (наклонные береговые площадки для спуска судов на воду), защитные стены, полностью закрывавшие гавань от морской атаки. Новые находки значительно изменили представление историков о возможностях порта в древности и дали возможность понять, как Афины стали морским гегемоном в древнем мире. В настоящее время археологи готовятся к выпуску научной работы, описывающей их открытие.

Пожилой греческий рыбак ещё в 2010 году указал археологам на то, что у северной части холма Мунихий в Пирее существуют древние руины, почти выглядывающие из воды. Сам он в детстве ловил рыбу, сидя на одной из античных колонн, верхушка которой была чуть ниже уровня морской воды. При поиске в указанном месте исследователи сперва обнаружили монументальную стену, на сегодняшний день полностью скрытую водой. Как показали дальнейшие работы, в древности она целиком изолировала гавань от моря, оставляя лишь один единственный проход внутрь неё. Рядом с проходом обнаружились следы основания сторожевой башни. По всей видимости, проход на ночь закрывался цепью, как это было принято в ту эпоху. Башни обычно ставили для охраны такой цепи от попыток расклепать её.
Там же удалось обнаружить шесть эллингов, состоявших из двух отсеков, размерами по 40 на 5 метров каждый. Такие габариты однозначно указывают на военное назначение эллингов. Среди всех судов того времени лишь триеры имели такие размеры — торговые суда той же длины были куда шире и не поместились бы в эллинг. В соседней гавани в ходе тех же подводных работ удалось найти ещё девять эллингов. В сумме в них могло находиться 30 триер. Это первые следы эллингов такого рода в Пирее.

Наиболее древняя часть сооружений содержит обломки дерева, использованного при строительстве. Радиоуглеродный анализ датировал его 520—480 годами до нашей эры. По источникам, строительство крупного флота в Афинах началось в 493 году до нашей эры. Следовательно, находки относятся к самым первым сооружениям ведущей морской державы того времени. По всей видимости, именно из этих эллингов выходили афинские триеры на битву при Саламине, случившуюся поблизости от Пирея. В том бою, предотвратившем завоевание Греции персами, именно афинский флот из 180 триер сыграл главную роль в разгроме армады из 1200 триер противника.
Помимо этого исследователям удалось обнаружить семь очень необычных слипов (сооружений для спуска на воду кораблей) более поздней эпохи, примерно 325 года до нашей эры. Их размеры крайне необычны — при длине в 43 метра ширина равна 8 метрам. По размерам они подходят только квинквиремам — загадочным кораблям античности, чьё устройство пока совершенно непонятно. Древние описывают квинквиремы как суда, с пятью рядами весел, где гребцы сидят друг над другом в шахматном порядке. Современные эксперты в области судостроения настаивают, что на практике такие корабли не могли бы функционировать. Любая находка сооружений, связанных с ними, позволяет лучше понять реальную картину устройства этих плавсредств. Пока их ширина, обозначенная шириной слипов (восемь метров), скорее совпадает с античными описаниями.
В то же время весьма ценны и находки ранних стен и эллингов. Их большое количество указывает на огромные размеры афинского флота и подтверждает рассказы источников о том, что флот афинян перед персидским нашествием строился невероятно быстрыми темпами, многими десятками в год. Ранее целый ряд историков, начиная с Ганса Дельбрюка, полагали такие сообщения античных авторов выдумкой. Дело в том, что из них проистекала численность афинского флота до 180 триер при Саламине и до 400 в эпоху расцвета полиса. Устройство триеры означает, что такой армаде требовалось более 80 000 человек экипажа. Более крупный персидский флот должен был только на триерах держать 240 000 человек, а в целом морские силы Ксеркса получились более многочленными, чем у современных США или любой другой страны мира за всю историю человечества. В таком случае Саламин является крупнейшим из когда-либо случавшихся морских сражений — в нём одновременно участвовало более 300 000 человек.
Начиная с Дельбрюка, многие историки критиковали эти цифры потому, что их принятие означало бы, что военно-экономические возможности древних государств были гораздо выше, чем о них принято думать. Наличие множества эллингов уже во времена греко-персидских войн скорее говорит в пользу античных источников — эллинги сразу на 30 кораблей не нужны флоту, чья численность не измеряется сотнями судов.

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    двадцать − два =

    Top