Беспилотным машинам выдадут лицензию на убийство


Каждый инцидент автопилотируемых машин рассматривается под лупой, без внимания не остаёется даже штраф Google-автомобилю. Поэтому авария с фатальным исходом сразу была выделена информационными СМИ. Возможно, она доставит немало проблем с Tesla: компания рассматривает вопрос отзыва машин, которые могут попасть в аналогичную аварию.
Учитывая, что у компании и так небольшие объёмы поставок, популярности это ей не принесёт.
Однако Tesla могут спасти её же технологии. Компания уже демонстрировала возможности улучшить безопасность машины с помощью программного обновления. Кроме того, объёмы продаж её моделей ничтожны на фоне мировых автогигантов, которые уже используют электронику для автоматической парковки, слежения за дистанцией на дороге и объезда препятствий.
Остановит ли гибель человека развитие автопилотируемых моделей? Рискну предположить, что именно ценность человеческой жизни станет одной из причин их распространения. Смотрите:

Внедрение машин с автопилотом продолжится. Слишком большие удобства это сулит. И бизнесу, и пользователям, которые не хотят учиться водить, но не любят общественный транспорт.
На первых порах вождение разрешено только на отдельных территориях, по выделенным трассам и тому подобное. То есть идёт эксперимент. Но когда-то и железная дорога Санкт-Петербург — Царское село была экспериментом.
Как только на тестовых дорогах уровень аварийности станет ниже, возникнет желание спасти людей от неразумных водителей и отдать жизни автопассажиров в руки роботов.

 
Сейчас популярны разговоры о том, что роботам на дорогах придётся решать этические проблемы: можно ли пожертвовать водителем, чтобы спасти жизни нескольких человек, неожиданно вышедших на дорогу. Но перед тем как добраться до этих проблем, людям самим предстоит решить этическую дилемму: позволить ли роботам управлять машинами, если это вдвое снизит смертность на дорогах? Мне кажется, трудно будет выбрать бóльшие жертвы.
Роботы лучше работают в отсутствии случайных факторов. В случае с фатальной аварией Tesla прицеп-робот просигнализировал бы об опасном сближении — конечно, через "интернет вещей". А вот подрезающий водитель даже поворотники вряд ли включит. Поэтому логично ожидать запрета на вождение для людей. Управлять машинами будут только роботы, а для пассажира поездка будет как передвижение в лифте: нажал на кнопку, попал на нужный этаж.
Аварии вряд ли прекратятся, возможны программные сбои, неучтённые ситуации, упавшая ветка, наконец. Но во все аварии попадут водители-роботы. Фактически они получат лицензию не только на вождение, но и на убийство. Совершенно из гуманных соображений — снизить число автокатастроф со смертельным исходом. Азимову такое и не снилось. 
Может ли что-то помешать вытеснению людей роботами с водительского кресла? Протесты любителей прокатиться вряд ли примут во внимание. А вот необходимость иметь опытных водителей для представительных кортежей уже серьёзнее: принимающие законы не могут не позаботиться о себе. Кроме того, могут помешать технологические ограничения. Сейчас процессоры стали многоядерными, потому что на одном ядре дальше повышать производительность затруднительно. Однако многие процессы нельзя распараллелить. Недостаточно оценить ситуацию по разные стороны от машины, надо ещё и принять решение о манёвре.
А самым серьёзным препятствием к насквозь роботизированному потоку автомобилей мне видятся хакеры. Показано, что в экспериментальных условиях даже у некоторых современных автомобилей можно перехватить управление. Что будет, если хакеры взломают через "интернет вещей" тысячи автомобилей? Они могут устроить коллапс городских масштабов. И эта угроза способна спасти наше право на вождение. Так что, увы, придёт к тому, что люди останутся виновниками гибели на дорогах.

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    двенадцать + 12 =

    Нашли на сайте:
    Top