«Анна-детективъ»: Малдер и Скалли Затонского уезда


Мыльная опера в кружевах мистического детектива

7 ноября на ТВ-3 выходит сериал «Анна-детективъ» — авантюрная драма, действие которой, как и в мизгирёвском «Дуэлянте», происходит в конце XIX века, — и это не случайно. Сейчас кинематографисты всячески ищут свежие подходы к показу той эпохи, чтобы десакрализовать её — только «Анна-детективъ» и «Дуэлянт» используют при этом совершенно разную оптику.

«Настоящий мистический» стал «Самым таинственным телеканалом», но от мистики не отказался — как в шоу типа «Дневник экстрасенса с Фатимой Хадуевой», так и в сериалах. Собственно, «Анна-детективъ» строится на проверенной телевизионщиками формуле «детектив + мистика». На языке хай-концепта это проще всего отрекомендовать так: «Малдер и Скалли встречают Бориса Акунина на «Улице Потрошителя». Причём Малдер в отечественном тандеме юная и бойкая провинциалка из уездного Затонска Анна Миронова (Александра Никифорова), увлекающаяся спиритизмом, а Скалли — петербургский следователь Яков Штольман (Дмитрий Фрид), воплощённое рацио. Она — девушка на выданье прогрессивных взглядов: носит шаровары и катается на велосипеде (напомним, что действие происходит в 1887-1888 года). Он приехал из столицы с секретным предписанием, чтобы служить в местном отделение полиции. Вдвоём они расследуют различные преступления — причём на одно дело приходится аж две серии.

Разумный ход: в рамках часового формата трудно рассказать полноценную детективную историю. Ещё раньше это поняли создатели британского «Шерлока» с Бенедиктом Камбербатчем, решившие снимать полуторачасовые эпизоды. Другое дело, что Стивен Моффат и Марк Гэттис помимо этого ещё обладают постмодернистской хваткой и пониманием того, как делать по-настоящему захватывающий сериал. Русские сценаристы пока в этом не замечены. Взять хотя бы эпизод «Бескровная жертва» (13 и 14 серия, всего их будет 56). Он заимствует экспозицию «Поворота винта» Генри Джеймса: скучающая и обеспеченная публика (та же заглавная героиня Анна — наследница из богатой адвокатской семьи), чтобы разогнать кровь в жилах, развлекается тем, что рассказывает друг другу страшилки. Всех затыкает за пояс баронесса Катерина Павловна из Австрии с историей про кровавую леди Батори — её хоррор тянет на два поворота винта, в то время как сама серия не заслуживает, пожалуй, даже одного — в один момент начинает казаться, что убийство и труп реально повесят на дворецкого (точнее — на конюха), но интрига оказывается всё-таки чуть более сложносочинённой.

Создатели сериала говорят, что они хотят равняться на британский сериал «Улица Потрошителя» и на Бориса Акунина. Достойные ориентиры. При этом, чтобы добавить картинке и героям большей аутентичности, на съёмки пригласили костюмер Наталью Стыцюк, которая трудилась над нарядами «Бедной Насти» и получила «Золотого орла» за «Адмирала». Действительно: смотреть не противно. Ни на актёров (они симпатичные), ни на их облачения (они достойные). Противно слушать топорные диалоги, следить за прямолинейными характерами персонажей, неизысканными сюжетными поворотами и кондово переосмысленной интригой из мировой готической литературы.

Какой бы бульварной ни была проза того же Акунина, трудно поспорить с тем, что он отменный стилист. Его книги о похождениях Эраста Фандорина — талантливо сконструированный и написанный палп-фикшн (в каждом романе писатель виртуозно стилизует одно из направлений-клише: конспирологический, шпионский, герметический детектив). Что неудивительно: когда за низкий жанр берётся человек с мозгами, получается что-то стоящее. Если нет, то он так и остаётся низким жанром. Мало придумать концепт, надо его ещё уметь воплотить в жизнь. «Анна-детективъ» застывает на уровне идеи, а дальше начинает буксовать, поэтому получается та самая пресловутая «бульварщина». При этом на какую-то особую достоверность сериал тоже не претендует: полицейские тут на глазок устанавливают время смерти и орудие убийства (хотя создатели сериалы утверждают, что их консультировали настоящие криминалисты, один из них — постоянный эксперт шоу «Человек-невидимка» Виктор Колкутин). Тогда, насколько аутентичными получились сеансы спиритизма, пусть судят медиумы с «Битвы экстрасенсов».

Всё это, впрочем, не так важно: «Анна-детективъ» лишь по форме детектив и мистика, а на деле — старая добрая «мыльная опера» с занятной, впрочем, предысторией создания. Оказывается, идею этого проекта на экзамене высших режиссерских курсов при ВГИКе представила студентка Юлия Венгловская, и она так понравилась продюсерам, что «Анне» решили дать зелёный свет. Сама девушка теперь работает в сценарной группе.

Радостно, что молодые дарования умудряются пробить дорогу в кино, однако представить себе, что этот сериал может понравиться кому-то, кроме скучающих домохозяек, достаточно сложно. Это типичный продукт сегодняшнего «ТВ-3» — и, в общем-то, довольно символично, что на логотипе канала напротив аббревиатуры ТВ стоит цифра 3: его контент тянет максимум на троечку, как бы талантливо он ни продвигался. Посмотрим, что будет, когда туда с ТНТ переедут второй сезон «Чернобыля. Зоны отчуждения» и «Гоголя». Возможно, они как-то поспособствуют уровню творческого роста «самого таинственного».

«Анна-детективъ» на ТВ-3 с 7 ноября, в 19:30.

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    шестнадцать − пять =

    Top