Америка уронила 4 мощные атомные бомбы на Гренландию, а погиб всего один украинец


  • Предыстория

    В 1961 году, во времена холодной войны, авиация США проводила секретную операцию «Хромированный купол»: десятки бомбардировщиков с ядерным оружием летали над Северным Ледовитым океаном вдоль 84-й параллели, чтобы в случае опасности нанести мгновенный удар по СССР. И такой патруль кружил на протяжении 7 лет.

    Маршруты полетов бомбардировщиков. Источник: United States Government

  • Что случилось?

    21 января 1968 года американцы, пролетая над своей военной-воздушной базой в Туле (Гренландия) отправили диспетчеру сигналы о пожаре на борту самолёта, а ещё чуть позже — сигнал об аварийной ситуации с термоядерным оружием на борту.

    Тяжелый сверхдальний Boeing Б-52 «Стратофортресс». Самолёт такой же модели упал в залив в Гренландии. Фото: National Museum of the USAF / Wikipedia

    В самолёте было четыре бомбы мощностью 1 100 000 тонн в тротиловом эквиваленте. Каждая бомба в действии была в 70 раз мощнее атомной бомбы «Малыш», которой американцы разворотили Хиросиму. Самолет получил от диспетчера разрешение на аварийную посадку, но через несколько минут упал в Северный залив, который находится в 11 км от Туле.

    Комплект из четырех термоядерных бомб B28FI. Фото: National Museum of the USAF / Wikipedia

    Бомбы, в полном смысле слова, не разорвались. В их конструкции была взрывчатка, которая сдетонировала и везде разбросала радиоактивные материалы. Горящие обломки корпуса самолета расплавили лёд, и урановый сердечник одной из бомб утонул.

  • Кто погиб?

    Командир Джон Хог и запасной пилот Альфред д’Амарио приземлились благодаря парашютам прямо на территорию авиабазы. Потом поисковая группа нашла основного пилота мёртвым. Им был этнический украинец Леонардо Свитенко. Он, покидая самолёт, ударился о механизм открытия нижнего люка и погиб. Еще троих летчиков нашли живыми.

    Спасение одного из членов экипажа (в центре) потонувшего бомбардировщика, 21 января 1968 года. Фото: USAF Nuclear Safety / Wikipedia

  • Из-за чего случилась авария?

    Крушение самолёта случилось из-за пилота Альфреда д’Амарио. Этот умник бросил три поролоновые подушки на вентиляционную решетку системы отопления. Из-за этого горячий воздух от двигателей не охлаждался по пути в кабину, поэтому и случилось возгорание. Экипаж долго не мог понять, откуда пахнет палёной резиной, а когда понял, было уже поздно.

    Аэрофотосъемка места катастрофы. Черная полоса — лед, потемневший из-за горящего топлива, 21 января 1968 года. Фото: USAF Nuclear Safety / Wikipedia

  • Чем закончилась история?

    Крушение самолёта обернулось экологической катастрофой и дипломатическим кризисом. Гренландия принадлежит нейтральной Дании, а в 1957 году она объявила себя безъядерной зоной и не позволяла летать самолетам с ядерным оружием через свое воздушное пространство. Но получилось немного по-другому.

    Территорию, где присутствует радиация, стали зачищать. На операции с диковинным название «Хохлатый лёд» работало более 2500 датчан и американцев. Ликвидаторы трудились в лютых условиях холода (-50°) и ужасной погоды.

    Ликвидация радиации длилась восемь месяцев. За это время на месте аварии рабочие вырубили 6,7 км³ зараженного льда. Дыру, где раньше был лёд, засыпали тоннами песка.

    Погрузка зараженного льда в цистерны. Фото: United States Air Force / Wikipedia.

    Урановый сердечник бомбы несколько раз пытались поднять со дна залива, но из-за отвратительной погоды и большой глубины ничего не получалось. Он до сих пор лежит на дне залива Северной звезды.

  • По теме: ( из рубрики Статьи )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    3 + тринадцать =

    Top