Суд о погроме в Манеже: центр «Э», свидетель Энтео и воскресающие линогравюры


Сегодня Тверской районный суд Москвы рассмотрит дело Людмилы Есипенко, обвиняемой в погроме в Манеже, совершённом группой православных активистов 14 августа прошлого года. Тогда участники движения "Божья воля" во главе с её лидером Дмитрием Цорионовым по прозвищу Энтео атаковали выставку "Скульптуры, которых мы не видим", содержащую произведения 60-70-х годов. Досталось работам Вадима Сидура, которые были повреждены. Активисты, в свою очередь, обвинили организаторов выставки "Скульптуры, которых мы не видим" в нарушении закона "О защите чувств верующих".
Есипенко обвиняется по ст. 243 УК РФ — "Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ". На предыдущем заседании, которое прошло 7 июля, она заявила, что не признаёт за собой вины.
— Я как сознательный гражданин и христианин попыталась воспрепятствовать преступной деятельности, оскорбившей мои чувства как верующей православной христианки, — так оценивает свои действия в Манеже Есипенко. — Я защитила святыню от поругания. Это самое правильное, что я до сих пор сделала в моей жизни.

Однако ещё до заседания 7 июля, как сообщила Лайфу адвокат подсудимой Оксана Михалкина, прошло ещё одно, предварительное, состоявшееся по инициативе защиты. Адвокат тогда заявила ходатайство о возвращении уголовного дела прокурору "в связи с тем, что обвинительный акт по делу составлен с нарушением требований ст. 225 Уголовно-процессуального кодекса РФ".
— В частности, ряд доказательств, на которые ссылается обвинение, не расшифрованы, просто имеется ссылка на их наличие, не указан ущерб, который причинён потерпевшему, — перечисляет Михалкина. — Показания Людмилы Есипенко в данном обвинительном акте имеют признаки фальсификации, на том основании, что они переписаны неправильно, без учёта её изменений, которые она вносила в свой протокол допроса. Это основные нарушения, которые, на наш взгляд, препятствуют суду вынести законное обоснованное решение.
Однако это ходатайство было судом отклонено, и дело перешло к рассмотрению по существу.
Удивление защиты вызывает и сумма восстановления четырёх повреждённых гравюр на линолеуме (каждый кусок размером 30 на 30 см), представленная в ходе дознания и составляющая 1 млн 169 тыс. руб.

— Во-первых, в обвинительном акте Людмиле Есипенко вменяется в вину полное уничтожение двух и повреждение двух гравюр на линолеуме, однако одновременно экспертиза заявляет, что все четыре линогравюры можно восстановить, и даже заявлена сумма этого, так что непонятно, о каком уничтожении идёт тогда речь, — говорит адвокат. — Во-вторых, с юридической стороны этот иск не обоснован, так как эти деньги реально не затрачены на восстановление. Возможно, что в реальности сумма окажется гораздо меньшей, потому что, например, крупнейшей статьёй расходов в смете по восстановлению (более 140 тыс. руб.) указан "смыв внешней грязи". Насколько адекватна такая стоимость простому протиранию четырёх линогравюр тряпочкой от пыли?
Есипенко проходит единственной обвиняемой по уголовному делу о повреждении музейных экспонатов, хотя изначально на месте событий присутствовала не она одна, а целая группа православных активистов во главе с Дмитрием Цорионовым (Энтео), которые были зафиксированы, во-первых, камерами внутреннего наблюдения музея и видеозаписью, сделанной присутствовавшей там журналисткой одного из телеканалов, во-вторых, допросами последней в качестве свидетельницы (та сразу назвала фамилию Цорионова), других посетителей выставки, сотрудников и охранников "Манежа", в-третьих, составленными в ОВД "Китай-город" протоколами об административном задержании участников акции.
Однако в итоге в сентябре 2015 года Тверской районный суд арестовал Цорионова на 10 суток по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ ("Мелкое хулиганство"). К административным штрафам по 1 тыс. руб. были приговорены Людмила Есипенко и Павел Тимонин, к пяти суткам административного ареста — Георгий Солдатов. В настоящий момент Цорионов и прочие осуждённые по административным делам проходят по уголовному делу Есипенко просто как свидетели событий.

— Всё это вызывает большие вопросы. В материалах уголовного дела ничего нет по поводу того, производился ли вообще поиск других возможных участников событий, — отмечает Михалкина. — Есть и такой удивительный момент — Есипенко сейчас вменяют то, за что в прошлом году Тверской райсуд уже осудил её, приговорив к выплате штрафа за административное правонарушение. Сейчас за те же деяния, осуществлённые в том же месте, ей вменяется и уголовная ответственность. Двойное же вменение у нас по Конституции запрещено.
Ещё один странный момент, на который указала Лайфу Оксана Михалкина, — то, что оперативное сопровождение по уголовному делу осуществляли сотрудники Центра по противодействию экстремизму (Центр "Э"), хотя инкримируемая Есипенко статья не относится к экстремистским.
Также адвокат пообещала поднять на суде вопрос, действительно ли пострадавшие линогравюры были созданы Вадимом Сидуром (1924—1986), известным как скульптор-монументалист. Ведь, по её словам, в случае, если пострадавшей стороне не удастся доказать авторство Сидура, отпадает и состав статьи, предусматривающей ответственность за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия.
Куратор выставки "Скульптуры, которых мы не видим" и главный хранитель музейных предметов музейно-выставочного объединения "Манеж" (на момент указанных выше событий) Вера Трахтенберг сообщила Лайфу, что не может как-либо прокомментировать данное уголовное дело, так как проходит по нему как свидетель.
Пресс-секретарь "Манежа" Алёна Карнеева в ответ на вопросы журналиста Лайфа предложила обратиться с официальным письменным запросом о получении информации к директору музейно-выставочного комплекса Ирине Толпиной, хотя последняя, вполне вероятно (Карнеева не ответила напрямую на вопрос журналиста Лайфа об этом), также проходит свидетелем по данному делу.

По теме: ( из рубрики )

    Оставить отзыв

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    семнадцать − 5 =

    Top