Киев «интуитивно» обвинил Москву в убытках на $112 млн
Недовольство Киева вызвало введение Москвой ограничений на
транзит украинских товаров в Казахстан, Киргизию и другие азиатские страны с 1
января 2016 года. Раньше он беспрепятственно отправлял их через
Россию по «Договору о свободной торговле». Однако действие документа было приостановлено,
и российская сторона обязала украинских грузоперевозчиков заезжать на свою
территорию через пункты контроля на границе с Белоруссией. Там на контейнеры,
вагоны или грузовики ставят пломбы с датчиками геолокации.
В своем письме в ВТО чиновники отметили, что действия
России нарушают Генеральное соглашение по тарифам и торговле. На вопрос, чем именно, Киев ответил традиционно – это,
дескать, «интуитивно понятно». Именно такая формулировка содержится в
письме, поступившем в распоряжение Life.ru. Украинцы заверили, что экспорт в Казахстан уменьшился на 50%, за первые четыре месяца
2016 года потеряно более 112 миллионов долларов.
В то же время простые подсчеты показывают: путь украинской
фуры на маршруте Киев
–
Астана увеличился примерно на 14%, с трех с половиной тысяч до четырех тысяч километров. «500 километров – конечно, крюк, но это далеко не такие
убытки», – отметил председатель профсоюза дальнобойщиков Александр Котов.
По словам специалистов, сумма притянута за уши.
Что касается международных соглашений, речь в письме идет, скорее всего, о возможном нарушении статьи 5 части II ГАТТ,
касающейся правил транзита, предположил партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий
Шевченко. Он напомнил, что эта статья предписывает странам
–
участницам ВТО не
препятствовать перевозке транзитных грузов. Однако требование, касающееся
пломбирования грузовиков с использованием технологии геолокации, этой норме не противоречит, подчеркнул эксперт.
Москва уверена, что не нарушала свои обязательства в рамках ВТО. «В соответствии с правилами организации, члены ВТО
могут вводить меры, которые направлены на обеспечение применения таможенного
законодательства и необходимы для снижения рисков поставки товаров без уплаты
таможенных пошлин. Для этого применяются технические средства контроля, либо
определяются пункты пропуска, через которые возможна перевозка», – сообщили
в Минэкономразвития.